"Если вернуть наказание за тунеядство, люди уедут за рубеж"

Россиян хотят снова наказывать за тунеядство. Разработкой соответствующего законопроекта занимается заксобрание Санкт-Петербурга. Согласно инициативе, людей, более полугода уклоняющихся от трудоустройства, отправят на исправительные работы. Тем не менее, собеседники "Коммерсантъ FM" уверены, что ни к чему хорошему такая мера не приведет.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В России могут вернуть наказание за тунеядство. Соответствующий законопроект разработало заксобрание Санкт-Петербурга. Депутаты предлагают внести поправки в Уголовный кодекс и наказывать россиян, более полугода уклоняющихся от трудоустройства, исправительными работами сроком до года. Тунеядцами будут считаться и те, чьи отношения с работодателем не оформлены. В то же время несколько категорий граждан из-под санкций выведут. Например, несовершеннолетних, родителей детей-инвалидов и священнослужителей. Реализация законопроекта потребует изменений в Конституцию, сообщил автор инициативы, депутат заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин.

"Я внес ряд законодательных инициатив, которые призваны вернуть престиж труда и повернуть государство в сторону обеспечения максимальным количеством рабочих мест граждан Российской Федерации. Для этого мной подготовлен закон о конституционном собрании, которое должно собраться для изменения 37-й статьи Конституции, где мы вносим обязанность на труд для гражданина и обязанность для государства обеспечивать максимальным количеством рабочих мест граждан Российской Федерации. У нас 20 млн человек, которые не оформляют свои трудовые отношения с государством. По сути, Пенсионный фонд не получает никаких налогов", — рассказал Анохин "Коммерсантъ FM".

Законопроект также предполагает создание списка общественно значимых профессий. Для этого в законодательство предлагается ввести понятие "общественная служба". Представители таких профессий будут получать ежемесячную доплату, льготы при получении жилья по договорам найма и материнского капитала. По мнению авторов документа, под эту норму должны попасть, например, врачи и учителя, а также те профессии, где сейчас заняты по большей части мигранты. Никаких положительных изменений этим законом не добиться, считает президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.

"Я понимаю логику. Ожидается массовая безработица, ожидается, что число хороших, высокооплачиваемых, престижных рабочих мест, естественно, сократится. Какие рабочие места появятся? Те, которые сейчас занимают мигранты: дворники, посудомойки, места в клининговых компаниях. Вот туда, получается, надо загнать всех людей. Но это ведь глупость. Знаете, что сейчас произойдет? Люди уедут за рубеж. Они там будут дворниками, посудомойками и прочее. Во-первых, там платят больше денег, там безопаснее жить и так далее. Как быть с мигрантами, которые приезжают? Они все вообще будут нелегалами, у нас же граница не закрыта, въезд свободный", — пояснил Поставнин "Коммерсантъ FM".

Закон "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни" существовал в СССР. По данным СМИ, за несколько лет тунеядцами были признаны 37 тыс. человек. Одной из основных групп риска были представители творческих профессий.

Самый известный тунеядец советского времени — поэт Иосиф Бродский. Официально он нигде не работал. Чтобы считаться поэтом, ему нужно было, например, устроиться на работу на завод, опубликовать свои произведения в заводской газете, а затем и в журналах, и подать заявление в Союз писателей. Только после вступления в союз, Бродский стал бы поэтом по профессии. В 1964 году его арестовали по обвинению в тунеядстве и приговорили к максимальному наказанию — пяти годам принудительных работ в деревне в Архангельской области. Под статью о тунеядстве могли попасть многие советские поэты, писатели и публицисты. Так, в 1974 году писателя Владимира Войновича исключили из Союза писателей после его конфликта с советскими властями. Через несколько лет он вынужден был покинуть страну. Многие писатели, художники и музыканты специально устраивались на работу, не требующую полной занятости и позволяющую избежать наказания за тунеядство. Самый известный пример — котельная "Камчатка" в Санкт-Петербурге. Там работали Виктор Цой, Александр Башлачев и Святослав Задерий.

Некоторые депутаты Госдумы уже заявили, что инициатива Анохина не пройдет через нижнюю палату, так как не имеет смысла. В Совфеде отметили, что тунеядство нужно наказывать не исправительными работами, а особым расчетом пенсии и лишением льгот.

Анастасия Парфенова

Вся лента