«Российский рынок для нас — это головная боль»
Глава Volvo Хокан Самуэльссон о бизнесе в РФ
Компания Volvo объявила о снижении стоимости на модели S60, S80 и V40 Cross Country. Кроме того, планируется предоставить скидку около 200 тыс. руб. покупателям ХС60 и ХС70. О дальнейших планах и стратегии развития шведского бренда в России в условиях кризиса рассказал “Ъ” президент и генеральный директор Volvo Car Group ХОКАН САМУЭЛЬССОН.
— Спрос на автомобили в России резко сократился за последнее время, умеренный прогноз по рынку на 2015 год — падение на 42%, до 1,35 млн машин. Какие у вас ожидания на этот год?
— Несмотря на падение продаж Volvo в России за первые три месяца 2015 года на 39%, до 1,9 тыс. машин, по итогам года мы прогнозируем в среднем снижение на 30%. Мы ожидаем оживления продаж в ближайшее время, особенно в связи с выходом абсолютно нового XC90 и объявленного на днях старта приема заказов на новые модели S60 Cross Country и V60 Cross Country.
— Как поменялась стратегия развития бренда на российском рынке за последнее время?
— Сегодня в России мы делаем основную ставку на прибыльность, а не объемы продаж. Это возможно за счет растущего спроса на основные модели Volvo Cars на других рынках сбыта. В декабре—январе, чтобы компенсировать потери в связи с резкой девальвацией рубля, нам пришлось увеличить цены на автомобили в среднем на 20–30% в зависимости от модели и комплектации. Напомню, что автомобили Volvo в Россию поставляются с заводов в Швеции и Бельгии, соответственно, их стоимость номинирована в шведской кроне и евро. Подорожание коснулось только автомобилей, выпущенных в 2015 году. То есть по довольно существенной части автомобилей, проданных в ноябре—декабре, мы зафиксировали убытки. Сегодня мы видим тренд на укрепление курса рубля относительно начала года, когда произошла коррекция прайс-листов, что уже позволило нам пересмотреть цены на ряд автомобилей в сторону понижения.
— На фоне девальвации рубля, значительных налогов для импортеров и ваших небольших реализуемых объемов на рынке не думаете ли вы об уходе с российского рынка?
— Российский рынок для нас — это головная боль. Впрочем, мы не собираемся следовать примеру General Motors, и Россия для нас остается ключевым стратегическим рынком. Что будет происходить в этой стране, не предугадать. Я помню, в 2008 году российскому рынку прогнозировали по итогам года 3,5 млн машин, а потом оказалось, что объемы продаж составили 1,7 млн. Это настолько непредсказуемый рынок! Сейчас на фоне падающего рубля и нестабильности мы видим, что рынок обваливается. Но, как и любой другой кризис, кризис в России должен рано или поздно стабилизироваться. Мы убеждены в том, что у российского авторынка потенциал быть наравне с рынком Германии — около 3 млн проданных машин в год. Мы верим, что это произойдет, и определенно не хотим уходить с рынка, мы хотим инвестировать в Россию.
— Планируете ли вы инвестировать в производство в России?
— Мы не говорим, что этого не будет никогда, но в текущих планах этого нет.
— Что происходит сейчас с вашей дилерской сетью? Планируете ли вы ее сокращать или, наоборот, расширять?
— Безусловно, сегодня непростое время для наших дилеров, фактически находящихся на передовой кризиса. В 2014 году закрылось два дилерских центра Volvo — в Новосибирске и Курске, а открылись — в Кемерово, Ижевске и Уфе. В 2015 году Volvo закрыла только один дилерский центр в Тольятти, но это не связано с антикризисными мерами — закрытие планировалось давно. Сейчас мы наблюдаем увеличение потока заявок от желающих стать дилером Volvo, вероятно, в связи с закрытием центров Opel, Chevrolet, Seat. До конца года мы планируем открыть пять новых салонов в регионах — в частности, уже точно в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
— Не планируете ли сокращать модельный ряд?
— Напротив, Volvo Cars значительно расширяет модельный ряд в 2015 году. На рынок выйдут три новые модели: новый внедорожник XC90, S60 Cross Country и обновленный универсал-кроссовер V60 Cross Country.
— Как вы собираетесь выживать, удерживать свою долю на сокращающемся рынке?
— Volvo не планирует предпринимать никаких резких действий. Время экономической нестабильности — момент, когда не стоит изобретать ничего революционного. Мы считаем, что именно сейчас важно сохранять спокойствие и хладнокровие и сосредоточиться на том, чтобы все уже действующие системы работали эффективно. В связи с выходом на рынок трех новых моделей марки мы не будем сокращать затраты на рекламу. Но, согласно нашей новой глобальной маркетинговой стратегии Volvo Way to Market, мы отказываемся от участия в дорогостоящих и малоэффективных мероприятиях вроде автосалонов. Volvo Cars ежегодно будет принимать участие только в одном автосалоне на каждом из трех основных регионов продаж автомобилей Volvo — по одному в Европе, США и Азии. Вместо этого мы увеличиваем число собственных мероприятий, в том числе приуроченных к запуску продаж новых моделей концерна в России. Также мы планируем применение онлайн-ресурсов для продвижения и продаж. В прошлом сентябре мы реализовали проект онлайн-продаж новых внедорожников XC90 ограниченной серии First Edition. На момент заказа автомобиля эти клиенты еще не видели его вживую и не могли пройти тест-драйв. Вся партия в 1927 автомобилей была распродана по всему миру за 47 часов, 44 клиента сделали заказы из России. Сейчас мы продолжаем работать над развитием идеи продаж автомобилей через интернет и, надеюсь, до конца года сможем представить вам результаты этой работы.