"Вагонмаш" пробился к контракту
Компания предоставила план по локализации производства
После продолжительного скандала комитет по транспорту Петербурга все-таки заключит контракт с ООО "Вагонмаш" на поставку восьми составов для городской подземки за 3,8 млрд рублей. Чиновники Смольного изменили прежнее решение из-за того, что Кировский завод Георгия Семененко вошел в капитал "Вагонмаша", выкупив 49% акций в совместном предприятии, и предоставил площадку для сборки будущих вагонов.
Вчера аппарат вице-губернатора Игоря Албина распространил сообщение о том, что комитет по транспорту все-таки заключит контракт с ООО "Вагонмаш" на поставку восьми составов для петербургского метрополитена за 3,8 млрд рублей. Ранее "Ъ" писал, что Смольный не собирается подписывать документ с победителем торгов из-за того, что чешская Skoda Transportation (контролирует 51% ООО "Вагонмаш") является представителем страны, которая поддержала введение санкций в отношении России из-за кризиса на Украине.
Аукцион на поставку восьми составов для третьей линии метрополитена был объявлен комитетом по транспорту в конце января текущего года. В конце февраля победителем признали ООО "Вагонмаш". Второго участника — Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), подконтрольный "Трансмашхолдингу" (ТМХ, 50% минус две акции у "Трансгрупп" Искандера Махмудова, Андрея Бокарева и партнеров, по 25% — у ОАО РЖД и французской Alstom), — не допустили из-за несоответствия заявки техзаданию. Основная причина — в ряде требований ОЭВРЗ указал характеристики своей продукции в точном значении, а не в диапазоне значений, как того требует формат торгов. Позже ОЭВРЗ дважды попытался обжаловать это решение в ФАС России, но первое заявление компании было признано необоснованным, второе не было рассмотрено из-за истечения срока подачи апелляции. После этого ОЭВРЗ подал иск в суд, рассмотрение дела состоится 24 июня.
В Смольном решили вернуться к этому контракту только после того, как производитель вагонов предоставил подробный план по локализации производства вагонов "НеВа" в Петербурге, а также продал 49% доли в уставном капитале ООО "Вагонмаш" структурам ОАО "Кировский завод" (ранее долей владел офшор "Леонтодон Ридео Лимитед", зарегистрированный на острове Геркси в проливе Ла-Манш). Руководство "Вагонмаша" и Кировского завода отказалось прокомментировать финансовые подробности сделки.
По условиям сделки локализация производства СП в Петербурге возрастет с 55 до 65%. В частности, на территории Кировского завода планируется осуществлять резку металла, механическую обработку, сварку и сборку кузовов. Тележки для вагонов по-прежнему будут привозить из Чехии. Еще одним условием договора между компаниями стало назначение на должность председателя совета директоров ООО "Вагонмаш" выходца из Кировского завода.
Отметим, что Skoda Transportation после победы на конкурсе довольно долго искала площадку для локализации производства. В частности, рассматривался вариант аренды одного из цехов на территории "Ижорских заводов", но, по словам источника "Ъ" в Смольном, стороны не смогли договориться о цене. Альтернативных участков, годных для того, чтобы наладить в Петербурге производство вагонов, в Петербурге нет, поэтому чехам пришлось снова договариваться с Кировским заводом. Отметим, что на площадке предприятия собирались вагоны "НеВа" по контракту 2012 года. Тогда "Вагонмаш" победил в тендере на поставку девяти составов с асинхронным двигателем за 3,2 млрд рублей.
Андрей Миконин, партнер, руководитель судебной практики "S&K Вертикаль", считает, что проблем с подписанием контракта возникнуть не должно, учитывая, что стороны договорились. Тем не менее причины, по которым правительство просрочило подписание контракта, не прописаны в 44-ФЗ "О контрактной системе". В таких случаях истец может потребовать от госзаказчика возмещения убытков, связанных с подготовкой к исполнению контракта.