Налет железного интеллекта
9 апреля в пятый раз отмечался Международный день интернета вещей. Это новое явление способно во многом изменить нашу жизнь. А умные подключенные устройства (Smart Connected Products — SCP) должны трансформировать промышленность и производственную сферу.
— умные технологии —
В прошлом году Oxford Economics совместно с компанией PTC провели исследование, в ходе которого опросили несколько сотен руководителей производственных предприятий из 13 стран мира и разных отраслей относительно их взгляда на SCP. Оказалось, что они уже вовлечены в процесс создания интернета вещей (IoT). Более трети (34%) сообщили, что внедрили определенные услуги, которые предоставляются на базе «умных» изделий, подключенных к сети. Такое же количество опрошенных используют их для сбора и управления данными об эксплуатации оборудования. Главное, что они получают от внедрения данной технологии, — это повышение качества выпускаемой продукции, а также инновации, которые могут создать дополнительную ценность для конечных потребителей. К примеру, в новые автомобили концерна Volvo Cars встроено множество датчиков, которые сообщают производителю о состоянии двигателя и других элементов. С одной стороны, это помогает компании собирать данные, которые позволят улучшить следующий продукт. С другой — дает владельцу транспортного средства возможность избежать поломок.
Похожим образом действует компания Leica Microsystems, выпускающая микроскопы и другое научно-исследовательское оборудование. Производитель предпочел решать проблемы до их возникновения и внедрил специальное программное обеспечение Axeda, которое удаленно мониторит микроскопы и гистопроцессоры Leica и даже осуществляет их техническую поддержку: обновляет системное ПО. Сотрудники компании наблюдают за функционированием оборудования, которое используют клиенты, через специальный сайт Leica RemoteCare. Они сравнивают множество текущих параметров с заданными характеристиками, и если какой-то из них выходит за пределы допустимого диапазона, система подает сигнал тревоги, и клиенту отправляют электронное письмо с предупреждением. Решение Axeda — интеллектуальное: когда в системе накапливается достаточное количество данных, она начинает делать прогнозы и давать рекомендации насчет того, когда пора принять профилактические меры, например, почистить устройство.
Эти примеры иллюстрируют, как происходит трансформация производственной сферы под влиянием технологий. Компания PTC называет движущие силы этой трансформации, некоторые из них появились совсем недавно, а другие можно считать традиционными. Это регулирование со стороны государства, переход от выпуска изделий к продаже пакета услуг, относящихся к этому изделию, возможность подключить практически любой предмет к глобальной сети, насыщение изделий специальным программным обеспечением, глобализация, цифровизация, персонализация под специфические потребности клиентов. В ходе исследования, названного выше, 68% руководителей сообщили, что ожидают существенной трансформации бизнес-процессов их компаний в ближайшие три года.
При этом европейские предприятия выглядят более прогрессивными: 87% их представителей готовы предложить клиентам не только изделие, но и услуги помимо ремонта и технического обслуживания. Среди американских таких 68%, среди азиатских — 66%.
В ближайшие три года, судя по результатам этого исследования, число компаний, которые уже выпускают интеллектуальные изделия, увеличится с 38% до 53%. А в сегменте высокотехнологичных предприятий их станет 71%.
Такая трансформация, происходящая в данной сфере, ведет к полному переосмыслению сути бизнеса производственных предприятий. В новой парадигме они не просто создают какие-то функциональные предметы, они управляют всем циклом их существования: от зарождения в форме идеи до их физической смерти — утилизации. К этому производственные компании подталкивают потребители, которые уже оценили преимущества нового подключенного мира и интернета вещей.
По данным PTC, основанным на изучении аналитических исследований, 93% людей сообщают, что им удобно было бы управлять домовыми системами дистанционно, 77% будут оценивать наличие поддержки Wi-Fi в новом оборудовании, устанавливаемом взамен старого, как важный фактор в его пользу, 63% полагают, что через десять лет большая часть устройств и бытовых приборов будет содержать интеллектуальное ПО, 57% говорят, что пассажирам важно иметь возможность выходить в интернет с бортового компьютера автомобиля.
В Россию интернет вещей и SCP уже пришли. По словам Алексея Лукацкого, менеджера по развитию бизнеса Cisco, в нашей стране есть компании, разрабатывающие технологии Connected Cars, а также Connected Roadway и Connected Transportation. В развитии технологий Connected Transportation очень заинтересованы муниципальные предприятия (администрации крупных городов), которые стремятся к тому, чтобы автоматизировать важные городские системы, например, уборку мусора, освещение, работу парковок и проч.
«АСУ ТП, которые управляют промышленными контроллерами, исполнительными устройствами и датчиками, тоже могут быть отнесены к интернету вещей — только индустриальному, — говорит господин Лукацкий. — В этом сегменте Россия чувствует себя очень неплохо, постепенно заменяя устаревшие аналоговые системы на цифровые, которые и можно считать элементами индустриального IoT. Многие компании сегмента ТЭКа, металлургической, пищевой, легкой промышленности и других отраслей уже несколько лет активно переводят часть своих процессов на цифровые рельсы, по сути внедряя у себя интернет вещей».
По словам старшего аналитика IDC Russia/CIS Натальи Виноградовой, IDC ожидает, что рынок IoT в регионе CEMA (Центральная и Восточная Европа, а также Ближний Восток и Африка) к 2018 году превысит $50 млрд, а среднегодовой темп роста с учетом сложного процента 2014–2018 (CAGR) будет на уровне 18,8%. По прогнозу, к 2018 году в мире будет функционировать 2 млрд автономных устройств или вещей, подключенных к сетям. По данным исследования рынка IoT в CEMA, 11,7% из числа опрошенных организаций уже начали применять определенную форму решения M2M/IoT, примерно 2,8% планируют применять интернет вещей в проектах автоматизации бизнеса в ближайшие пару лет. Однако около 59,9% не намерены применять решения IoT и почти 19% даже не знакомы с этой концепцией. «У рынка IoT есть свои сложности как в Европе, так и в нашей стране. В РФ — это нишевый сегмент, который находится пока в зачаточном состоянии. Достаточно сложно найти специалиста по комплексным решениям и оборудованию. Пока не очень ясны основные стандарты взаимодействия „умных“ устройств между собой. Концепция „умный“ дом, для среднестатистического россиянина пока представляется модной и дорогой игрушкой», — объясняет госпожа Виноградова. Тем не менее в России есть компании, которые занимаются разработкой и внедрением решений для учета энергопотребления, систем мониторинга, отопления и вентиляции, визуализации работы с «умными» устройствами, когда управление вещами будет производиться из одного приложения смартфона или «умных» часов. Российские пользователи привыкают к таким устройствам, как «умные» замки, домофоны, системы интеллектуального управления светом.