Уже можно отказаться от режима жесткой экономии?
В 2015 году точно не будут сокращать персонал 41,5% российских компаний — таковы данные опроса, проведенного в апреле компанией Hay Group, сообщает РБК. Другие исследователи рынка труда отмечают рост числа вакансий. Он сопровождается и увеличением количества резюме, однако эксперты полагают, что это граждане уже не теряют работу, а оживились в поисках более интересных предложений.
Владислав Тетюхин, член совета директоров корпорации "ВСМПО-Ависма":
— Нет, конечно. От режима жесткой экономии вообще никогда нельзя отказываться. Экономика во многом зависит от производительности труда. Если посмотреть статистику затрат на производство стрелкового оружия, самолетов и танков в 1941 и 1945 годах, то, оказывается, в 1945 году оно за счет организации труда и инноваций было в два раза дешевле. Так что если мы хотим производить конкурентный товар, то тема жесткой экономии должна быть актуальна всегда — и в кризис, и не в кризис.
Дмитрий Страшнов, генеральный директор ФГУП "Почта России":
— Режим жесткой экономии — это нормальное состояние любой компании, которая стремится к некоторому уровню эффективности. И я не вижу причин, чтобы выдохнуть, расслабиться и быть неэффективными. Надо быть в хорошей спортивной форме и не лежать с пивным животиком, ожидая, когда грянет гром. Тогда уже будет поздно. Был очевидный импульс по поводу мероприятий, направленных на оптимизацию затрат, и было бы неправильно его не использовать. При этом нельзя не отметить важные сигналы о корректировке рынков. У нас это смещение сегмента посылок в сторону мелких пакетов из-за рубежа: некоторое понижение среднего чека, но при этом количественные параметры упали не сильно. Но все равно оптимизацию обязательно нужно провести до конца там, где кризисное ощущение показало болевые точки. И мы будем этим заниматься.
Андрей Гладиков, генеральный директор строительной группы "Камская долина":
— Уже можно. У нас, впрочем, никогда режима жесткой экономии не было: лишних людей на работу не набирали, поэтому сокращать никого и не пришлось. Все загружены работой, хотя ее, конечно, стало поменьше. Пока я сомневаюсь, что кризис в стране мы начали преодолевать, тем не менее мы на плаву. Прибыли, конечно, стало меньше, но дай бог, что не ноль!
Тигран Телунц, председатель совета директоров консервного холдинга "Дядя Ваня":
— По сравнению с началом года, когда мы перешли на четырехдневку, сейчас работа холдинга нормализовалась. И оптимизма стало больше хотя бы по причине того, что курс рубля устоялся. Но хотя стало постабильнее, нанимать еще работников мы не будем. А вот поменять кого-то на более качественных за те же деньги никто никогда не отказывался. Тем более что рынок вакансий у рекрутинговых агентств сейчас есть, хотя бума на нем я не вижу. В каждом секторе всегда не хватает каких-то "обычных" людей, например водителей-погрузчиков в складских комплексах. Так было до кризиса, ничего не изменилось и сейчас.
Антон Табаков, ресторатор, актер:
— За последний год-полтора ресторанный бизнес в среднем просел на 45%. Поэтому отказаться-то можно, вопрос в том, как тогда зарабатывать? Я вижу, что люди сейчас аккуратно тратят деньги и рестораторам становится все сложнее и сложнее. Кому-то кажется, что мы движемся вперед семимильными шагами, но это скорее риторика и элементарное словоблудие. Мы еще здорово отстаем.
Сергей Иванов, основатель и генеральный директор компании DriveElectro:
— Экономия всегда полезная штука. А что касается сокращений, нельзя массово всем сказать: сократите столько-то людей. Все зависит от предприятия, вида бизнеса. Если кто-то занимается куплей-продажей иностранных товаров, им сложно. Мы занимаемся инжинирингом, стараемся работать в прежнем составе, не сокращать сотрудников, хотя это сложно.
Екатерина Березий, сооснователь компании "Экзоатлет":
— Я живу в мире стартапов, где все и так происходит в режиме адской экономии. Не знаю, насколько наша экономика позитивно развивается, но поскольку все планировали негативный сценарий, то заметно счастье от того, что все изменилось в лучшую сторону. Если человек делает что-то важное в рамках своей профессиональной деятельности, ему точно можно выдохнуть. Жизнь не прекращается.