«Санкции заставили встряхнуться и иначе взглянуть на свои возможности»

интервью

В период, когда обновление технологического комплекса вооруженных сил РФ вышло на первый план, для предприятий ОПК особенно актуальным стал вопрос технологического перевооружения. Однако кризис ударил по способностям производителей военной техники формировать бюджеты развития из собственных средств. О том, как промышленники ищут выход из положения, рассказал заместитель генерального директора по экономике и финансам корпорации «Уралвагонзавод» Руслан Кондрашов.

— Как продвигается процесс технологического перевооружения на Уралвагонзаводе?

— Импульсом для повышения эффективности корпорации стала централизация инвестиционной деятельности в 2009 году. С 2010 года совет директоров формирует и утверждает единый бюджет развития для предприятий, входящих в корпорацию. Только по тагильской площадке Уралвагонзаводу за период с 2009 года по 2014 год объем инвестиций вырос более чем в 12 раз. Плановый показатель на 2014 год составил 35,2 млрд рублей. Инвестиции в НИОКР за этот же период выросли в 6,5 раза. В целом по корпорации бюджет развития 2014 года превысил 50 млрд рублей, что в десять раз превосходит показатели 2009 года.

— Какие основные трудности возникли у компании при реализации программы?

— При составлении инвестпрограммы мы столкнулись с нехваткой собственных оборотных средств. Это, во­первых, последствия включения корпорации в санкционный список. Во­вторых, на объемах продаж сказалась стагнация на рынке вагоностроения и снижение спроса на подвижной состав. Санкции наглядно показали узкие места в российской промышленности, и теперь наша общая задача их «расшить». Это касается и оборудования, и технологий. Санкции заставили встряхнуться и иначе взглянуть на свои возможности, на возможности своих партнеров и российской промышленности в целом.

— Сейчас государство уже предпринимает какие­то действия для помощи промышленникам?

— В рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно­промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (ФЦП) Уралвагонзаводу с 2020 года суммарно выделено 10 млрд рублей. По условиям ФЦП около 60% — это средства государства, а примерно 40% — собственные средства. Предполагалось, что средства удастся привлечь за счет собственных источников и кредитных ресурсов. Однако с конца 2012 года рынок подвижного состава встал, покупатели отменили контракты и предварительные заказы. Кроме этого, корпорация попала в классические ценовые ножницы. С одной стороны, на 30% увеличилась стоимость металлопроката — основной сырьевой составляющей себестоимости вагонов. С другой — цены на подвижной состав упали к уровню 2012 года более чем на 25%. В результате прибыль, достаточная для осуществления инвестиций, два последних года у корпорации отсутствует. Помимо софинансирования ФЦП для выпуска новых видов техники пришлось вложиться в техперевооружение действующего танкового конвейера, в строительство нового цеха трансмиссий. Чтобы не сорвать госзадачу, мы привлекали кредитные ресурсы, открывали новые кредитные лимиты, однако в конце прошлого года банки принципиально перестали финансировать инвестиции, особенно с длительными сроками окупаемости. И с государственным оборонным заказом стали работать только «вкороткую». Ситуация тупиковая. Именно поэтому сегодня предприятиям оборонно­промышленного комплекса так необходимы госгарантии. Прежде всего необходимо удлинить сроки кредитования, перегруппировать и сконцентрировать финансовые ресурсы, направив их на реализацию программы технического перевооружения, тем самым заложив фундамент будущего развития. Государство выделяет бюджетные средства только на реконструкцию специального производства. На проекты, связанные с развитием вагоностроения и металлургии, предприятие изыскивает собственные и приравненные к ним кредитные ресурсы. Окончательного решения проблемы поиска «длинных инвестиционных денег» пока нет.

— Как быстро устаревает оборудование в сфере ОПК?

— Сегодня технологии развиваются так же стремительно, как и требования заказчика к изделию, его качеству и характеристикам, так что в 2015 году мероприятия по техперевооружению будут проводиться в любом случае. Модернизация затронет подразделения вагоносборочного, механосборочного и металлургического производств. Будут освоены как собственные средства, так и финансовые ресурсы, выделенные по федеральной программе. Свои деньги мы направим на покупку оборудования для производства современной спецтехники и инновационного подвижного состава. В частности, речь идет о полувагоне модели 12­196­01 на тележке модели 18­194­1. Бюджетные средства пойдут на модернизацию механосборочного производства в рамках ФЦП. Также корпорация продолжит работу по начатым проектам. В 2014 году было приобретено 639 единиц оборудования для различных подразделений, из них уже 436 введены в эксплуатацию. В 2015 году будет устанавливаться остальное.

— Как решается задача обучения кадров для работы на новом оборудовании?

— В корпорации функционирует центр подготовки персонала, он работает больше чем по 130 программам. В образовательное подразделение входит центр подготовки рабочих массовых профессий, где молодежь учится по востребованным на заводе специальностям. На предприятии эффективно действует система привлечения и адаптации молодых специалистов. На основании приказа Минобрнауки РФ готовятся специалисты для организаций оборонно­промышленного комплекса за счет федерального бюджета по программам высшего и среднего образования. В рамках целевого набора выпускники школ Нижнего Тагила поступают в московские, свердловские, челябинские, омские и санкт­петербургские вузы. Выпускники, получившие высшее образование по целевому набору, принимаются на работу на Уралвагонзавод. В течение года они проходят стажировку по индивидуальному плану. Для ускорения процесса адаптации принятых выпускников организована «Школа молодого специалиста», там молодежь получает информацию о производственных, экономических, трудовых отношениях, узнает о целях деятельности и планах корпорации.

— Какие специалисты наиболее востребованы предприятиями ОПК в текущий период?

— Сейчас особое внимание мы уделяем технологам. Они учатся работать с новым оборудованием, изучают языки программирования. Например, группа технологов повышает свою квалификацию на базе Технологического института филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в городе Лесном в Свердловской области. Кроме того, сейчас мы строим новую учебную лабораторию для практических занятий в Нижнетагильском машиностроительном техникуме (филиал Уральского федерального университета) в рамках социального партнерства. В ней разместится учебный класс для токарной и фрезерной обработки, оснащенный токарным станком с ПУ. Здесь будут проходить лабораторные занятия по дисциплинам «Технология производства специальных машин», «Оборудование машиностроительных производств», «Автоматизация технологических процессов», «Управление станками и станочными комплексами». Кроме того, класс поможет создать условия для проведения теоретических занятий с использованием современных информационных технологий.

— Насколько сильно связана программа технологического перевооружения с перевооружением армии и госзаказом?

— Они связаны между собой напрямую. Для любого предприятия гособоронзаказ — это гарантия загруженности производства и работа для коллектива. Но это с одной стороны. С другой — при загруженности мощностей гособоронзаказом на 100% предприятию придется отказываться от других заказчиков и контрактов. Поэтому важно найти баланс. На Уралвагонзаводе этот вопрос решается: мы качественно и в срок выполняем заказы для Минобороны и успеваем выполнять контракты для других заказчиков, в том числе и иностранных.

Интервью подготовил Дмитрий Комаров

Вся лента