Ученая спецтехника

проекты

Перспективные разработки уральских ученых скоро встанут на вооружение российских военных. Уже сейчас на опытную эксплуатацию в войска поступил танк пятого поколения «Армата», произведенный Уралвагонзаводом, выпуск новой боевой машины пехоты «Курганца­25» ждут от Курганмашзавода. Такая техника позволит российской армии встать на один уровень с армиями других стран. Выпуск этой продукции сулит предприятиям как крупный гособоронзаказ, так и контракты на обслуживание машин на весь период их жизненного цикла.

НПП «Старт» готов продавать транспортные машины для зенитно-ракетных комплексов С-400

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Безаналоговая российская бронетехника

Широкая общественность страны 9 мая на параде Победы ждет сразу двух премьер специальной военной бронетехники. Ее разработали и произвели уральские ученые и машиностроители. По Красной площади в Москве пройдут танки и тяжелые БМП на платформе «Армата», произведенные Уралвагонзаводом, а также новые плавающие БМП «Курганец­25», серийный выпуск которых в скором времени может запустить ОАО «Курганмашзавод». «В соответствии с контрактом с Министерством обороны РФ в феврале­марте 2015 года в войска поступила опытно­промышленная партия спецтехники на платформе „Армата” — чуть более 20 единиц. Эта партия предназначена для первой опытной эксплуатации в войсках. На основе ее контрольной эксплуатации будут сделаны выводы о необходимости доработки. Это нормальный процесс создания и разработки техники»,— рассказали в пресс­службе УВЗ.

Чтобы начать выпуск машин на платформе «Армата», предприятию пришлось даже построить новые производственные мощности, переобучить специалистов и закупить оборудование. «Это танк пятого поколения. Несмотря на то, что в нем реализован технический задел, который формировался не один год, подготовка производства — сложный и продолжительный процесс. При условии, что машина в рамках войсковой эксплуатации подтвердит все заложенные характеристики, серийное производство начнется в 2017–2018 годах»,— уточнили в пресс­службе.

Дочерние предприятия корпорации УВЗ параллельно ведут собственные разработки специальной или смежной техники. Завод №9 (Екатеринбург) плотно работает с разработками в артиллерийской тематике. ОАО «ЧТЗ­Уралтрак» (Челябинск) делает бульдозеры с особой защитой. «Заводскими конструкторами разработана модель гусеничного бульдозера Б10 с особо защищенной кабиной и другими важными узлами машины. Такая особенность может заинтересовать военных, поскольку машина приспособлена для строительства оборонительных и инженерных сооружений в условиях боевых действий. Она имеет существенный потенциал продаж в ближнем и дальнем зарубежье, таких странах, как Азербайджан, Казахстан, Египет и других»,— рассказали в пресс­службе завода.

Отметим, что большинство представителей оборонных предприятий Урала либо предпочитают рассказывать о своих разработках лишь в гражданской тематике, либо и вовсе уходят от ответов на вопросы о своих ноу­хау. По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, узнать, какие разработки ведут оборонные предприятия страны до момента скорой презентации спецтехники или оружия, очень сложно. «Для этого нужно знать программу вооружения страны, а она сверхсекретна»,— пояснил эксперт отказ предприятий комментировать вопрос о перспективных НИОКР в военной отрасли. Все же эксперты берутся комментировать предпремьерные разработки уральских ученых, так как, к примеру, танк «Армата» уже был представлен в узких военных кругах.

«В том, что танк „Армата” и другая бронетехника на его платформе нужны армии, сомнений нет. Машина включена в госпрограмму вооружения. Мы пропустили цикл обновления бронетехники в 1990­е годы, хотя Запад сделал это. Существующая в России техника не удовлетворяет современным требованиям. Сейчас мы первые в мире делаем боевою платформу пятого поколения, к которой, в частности, относится „Армата”»,— заявил эксперт в сфере бронетехники, полковник запаса Виктор Мураховский. Новый танк, тяжелая БМП и еще ряд машин на этой же базе будут созданы. В первую очередь «Армата» радикально отличается от всех существующих сейчас в мире типов, прежде всего, своей компоновкой, пояснил аналитик. По его словам, экипаж машины будет размещен в корпусе танка. Он будет отделен от запаса горючего и боеприпасов. «Здесь обеспечена комфортность нахождения в период эксплуатации и высокая защищенность, которой не может никто другой достигнуть. Такой машины нигде в мире нет и в обозримом будущем не появится. Сухопутные войска должны получить 2,3 тыс. новых танков, и это касается как раз „Арматы”»,— добавил господин Мураховский.

Курганские перспективы

Вторая ожидаемая премьера 2015 года была разработана Курганмашзаводом, который входит в концерн «Тракторные заводы». В пресс­службе концерна отказались отвечать на вопросы о специфике нового БМП «Курганец­25». Зато уточнили, что предприятие активно набирает новый персонал для исполнения госконтрактов, в том числе и на новые БМП. Число сотрудников предприятия должно вырасти на 15%. В начале марта исполнительный директор ОАО «Курганмашзавод» Игорь Гиске заявил журналистам о заключении госконтракта с Минобороны на поставку в российскую армию бронемашин на платформе «Курганец­25». Представитель завода уточнил, что опытные образцы новых БМП уже выпущены.

«Курганец­25» не столь новаторская модель, как «Армата». Однако, хотя похожие модели уже существуют на западном оборонном рынке, зауральская техника оценивается как машина нового поколения. От своих предшественников «Курганец­25» отличается тем, что в нем обеспечен выход десанта в корму. Это позволяет защитить экипаж корпусом машины и обеспечить безопасное передвижение под огнем противника. «На БМП установлен безэкипажный модуль вооружения, которым управляют люди из­под брони. Машина остается плавающей, как прежние российские разработки. Она получила хорошую динамическую защиту. Она не боится ручных противотанковых гранатометов, к примеру»,— резюмировал господин Мураховский. Он уточнил, что такие машины планируется поставлять на вооружение «средних бригад», основой которых является как раз БМП нового поколения. Курганские специалисты уже получили контракт на опытную партию. Теперь предстоит этап государственных испытаний, после этого должен появиться контракт на поставку войсковой партии. А затем ожидается многолетний контракт на серийную поставку бронетехники.

Зенитные потребности

Научно­производственное предприятие «Старт» им. А.И. Яскина (входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех») не так давно представило и заключило контракт на поставку в войска транспортной машины (ТМ) для доставки контейнеров с ракетами к месту боевого пуска, для зенитно­ракетных комплексов С­300В и С­400. «Предыдущая версия ТМ размещалась на тягаче „БАЗ” и полуприцепе „МЗКТ” брянского и минского заводов соответственно. В ходе модернизации они были заменены аналогичными машинами, которые выпускают на предприятиях Урала. Это снизило себестоимость производства ТМ на 25%, за счет разницы в ценах комплектующих и уменьшения транспортных издержек. Кроме того, вдвое была снижена нагрузка на ось, что позволяет зенитно­ракетному комплексу (ЗРК) С­400 свободно передвигаться по всем видам дорог, в том числе по пересеченной местности»,— сообщают в компании. Первая партия новых ТМ поступит в российскую армию уже во второй половине 2015 года. Госконтракт был заключен на 2015–2016 годы. Сегодня «Старт» ведет разработку новых изделий авиационной тематики по двум крупным контрактам с Министерством обороны РФ. В ближайшие годы предприятие начнет изготовление и испытание опытных образцов изделий. Речь идет о пусковых устройствах ракет, запускаемых с борта воздушного судна. «Старт» — единственный разработчик и изготовитель многопозиционных пусковых устройств крылатых ракет, размещаемых на воздушных судах стратегической авиации. Специалисты предприятия ведут активные работы в этом направлении.

По словам господина Мураховского, у завода солидные перспективы на получение новых крупных госконтрактов на поставку транспортных машин. «В скором времени армия должна закупить 56 зенитно­ракетных дивизионов С­400, 38 дивизионов С­500, которые пока еще в разработке. И еще 38 дивизионов системы С­350. Также „Старт” делает транспортно­заряжающие машины, в каждый комплект дивизионов входит 8–12 таких машин»,— пояснил эксперт. Аналитик добавил, что у всех названных выше заводов отличные перспективы для развития и дальнейшей работы. «Гарантированный гособоронзаказ — это большое подспорье для предприятий. Сейчас Минобороны заключает контракты жизненного цикла. Предприятие должно не только обеспечивать серийную поставку техники в войска, но и сопровождать эту технику весь период ее эксплуатации вплоть до утилизации. Даже в случае прекращения закупок серийной техники, все равно останется большой объем работ по ее сопровождению»,— сказал военный эксперт. Предприятия ОПК вместе с запуском новых серийных производств запускают и работу по поиску новых идей для НИОКР. Это обеспечивает работу по новым направлениям в течение каждого цикла.

Мария Шароглазова

Вся лента