Вопрос цены
Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари»
Девальвация рубля оказалась болезненной для всех без исключения бизнес-структур, однако российский реальный сектор смог извлечь из ситуации некоторые плюсы. Ввозить одежду и обувь иностранного производства стало слишком дорого. Зато российские производители стали говорить о том, что их товары теперь могут конкурировать с иностранными аналогами хотя бы в ценовом сегменте.
Начиная с января 2015 года, рубль стал отыгрывать потерянное. Легкая промышленность, только-только начавшая поднимать голову, снова оказалась под заметным давлением. Эта ценовая болтанка мешает выстроить грамотную стратегию работы предприятиям по пошиву одежды и обуви, потому что почти невозможно просчитать конечный спрос и цену, которая не отпугнет потребителя. Покупательная способность россиян остается очень низкой. Например, розничные продавцы детского текстиля отечественного производства говорят, что там, где раньше вещи «не глядя» приобретались за 300–500 руб., покупатель готов оставить теперь не больше 250 руб.
Перенаправление части товаров на экспорт вряд ли решит проблему сбыта. Российским производителям придется постоянно пересматривать цену — такие условия не устроят потенциальных партнеров. Однако есть вероятность, что власти еще раз поддержат отечественную легкую промышленность. Уже введен временный запрет на вывоз кожевенного полуфабриката из страны. Теперь, когда экспорт фактически закрыт, российским производителям есть из чего выбирать. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на объемах производства легкой промышленности. Предприятия обувной отрасли давно жаловались не нехватку сырья для работы и слишком высокие внутренние цены. Теперь эти проблемы будут решены, хотя бы временно. С введением двусторонних экономических санкций импорт одежды в Россию сократился на 30%, просадки на аналогичную величину ждут рынок и в этом году. Интересно, что ритейл резко сокращает покупки предметов новых коллекций. Российские производители вполне могут занять пустующие ниши, если начнут работать в соответствии с мировыми стандартами. Для этого надо закупать хорошие ткани, постоянно обновлять модельный ряд и прислушиваться к мнению потребителя.