Цена вопроса
Олег Пантелеев, глава аналитической службы «Авиапорт»
Значительная роль ВАСО в отечественном авиастроении неоспорима. Только воронежский завод имеет опыт серийного производства пассажирских широкофюзеляжных самолетов – Ил-86 и Ил-96. Единственный в СССР и России сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 также производился на воронежском авиазаводе. Это характеризует ВАСО как площадку, обладающую опытом реализации амбициозных и технически сложных проектов.
Конечно, перестроечная деградация всей российской авиационной промышленности была очевидной. Поэтому сегодня не приходится говорить о том, что ВАСО – флагман мировой авиапромышленности, сравнимый с производственными площадками Boeing или Airbus. Пока еще загрузка завода далека от того большого потенциала, которым она располагает. Но по мере того, как будет освоен в производстве самолет Ил-112, ситуация будет улучшаться – в частности, по объему выручки на одного работника.
Более того, в ближайшей перспективе ВАСО может остаться площадкой по производству широкофюзеляжных лайнеров, так как ведутся работы по созданию топливозаправщиков на базе Ил-96. Сборка Ил-112 в этой ситуации поможет сбалансировать производственную программу. Кроме того, ВАСО может создавать комплектующие для самолетов, собираемых на других предприятиях ОАК. Есть определенные компетенции, которые будут целенаправленно развиваться только на воронежском заводе.
Несмотря на то что программа Ан-148 не будет активно развиваться, а заказы на Ил-112 и Ил-96 вряд ли будут очень крупными, ВАСО благодаря созданию центров технологических компетенций сможет выступать подрядчиком для других заводов. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что, имея пару-тройку программ с финальной сборкой и выпуская большой объем комплектующих, предприятие сможет показывать хорошие финансовые результаты и обеспечивать занятость большого коллектива.
Примечательно, что другие воронежские предприятия ранее также имели большое значение для авиационной отрасли. Принципиально важным для сегмента легкомоторной авиации было производство двигателей М-14 на Воронежском механическом заводе. Однако завод ушел из этой сферы производства, что очень негативно повлияло на реализацию целого ряда самолетостроительных программ.