"День Победы сейчас — это своего рода символ "особого пути" России"
Скандал в подмосковной Ивантеевке: на одном из плакатов к 9 мая вместо советских летчиков оказались изображены пилоты Luftwaffe. Мэр города извинился и пообещал наказать виновных. Фирма, создавшая плакаты, говорит об "ошибке дизайнера". Обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт видит в случившемся характерные приметы нынешнего времени.
Я, честно говоря, не знаю, что хуже – злополучный ивантеевский плакат или совершенно безумное, на мой взгляд, погружение водолазов на дно якутского озера с копией знамени Победы. Подобная акция, будь она исполнена, скажем, арт-группой "Война", наверняка вызвала бы шквал критики и судебные иски. Но водолазам Якутии эта пошлость, видимо, будет зачтена как проявление патриотизма. На "зачет", кажется, рассчитывали и продавцы водки в Нижнем Новгороде, украсившие бутылки кокетливыми бантиками из георгиевских ленточек.
В 60-е, 70-е и даже 80-е годы, при всей их идеологической тяжеловесности, такое просто не могло произойти. Тогда еще были живы слишком многие рядовые и нерядовые свидетели той войны. Генсек Брежнев, хоть и служил политруком, а не боевым командиром, видел и кровь, и смерть, и героизм, как теперь говорят, "в реале". В СССР 9 мая было единственным народным праздником в океане идейной мертвечины, всех этих "великих октябрей" и "дней рыбака". Кроме того, парадоксальным образом советская цензура попутно также немного заботилась и об общественном вкусе. Поэтому никому и в голову не могло прийти лезть с флагом на дно полузамерзшего озера посреди необъятных просторов вечной мерзлоты или клеить на бутылку цвета боевого ордена.
Без сомнений, День Победы по-прежнему искренне любим россиянами. Однако сегодня 9 мая — не только день памяти павших, отчасти это еще и настоящий, в отличие от советского 23 февраля, праздник вооруженных сил. Кроме того, в нынешнем политическом контексте эта дата – еще и своего рода символ того "особого пути" России, к которому наши власти так любят апеллировать, особенно в условиях внешней изоляции. Мол, "пережили войну — переживем и размолвку с Америкой и Европой". Это напрямую не говорится, но ясно подразумевается.
В Якутии, Ивантеевке, по всей России начальники и предприниматели, учителя и милиционеры понимают, что вот этот третий аспект праздника очень важен для Кремля. И потому стремятся продемонстрировать это свое понимание, а вместе с ним лояльность, кто как может. Отсюда наспех сварганенные плакаты с пилотами Luftwaffe и стяг Егорова и Кантарии в толще озерной воды. Увы, отсюда же и "настоятельные предложения" руководству ряда московских книжных магазинов убрать с полок всемирно известный роман-комикс о Холокосте "Маус" — из-за свастики, изображенной на обложке. Принцип "как бы чего не вышло" в России никто не отменял. Уверен, 9 мая останется с нами, а все это угодничество, пошлость и трусость, надеюсь, рано или поздно уйдут. Не за них сражались те, кого мы вспоминаем в этот день.