"Локомотивы для операторов — это своеобразное "золотое дно"
Частные компании должны получить допуск к использованию локомотивов на железной дороге. Президент Владимир Путин поручил обсудить эту возможность вице-премьеру Аркадию Дворковичу с Минтрансом, РЖД и представителями бизнеса. По словам главы государства, уже сейчас частные компании готовы заказывать тяговый подвижной состав. Глава компании "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Петром Косенко.
Как отметил президент, их допуск на железнодорожную сеть мог бы увеличить производственные мощности. По информации ТАСС, РЖД уже прорабатывает варианты решения этого вопроса. Однако в госкомпании подчеркивают, что сначала необходимо провести эксперимент по созданию института локальных перевозчиков.
— Как вам кажется, насколько реален выход частных компаний на рынок железнодорожных перевозок?
— Частные компании сейчас в различных формах в качестве перевозчиков представлены на рынке. Здесь есть и такие классические перевозчики, каким является, например, "Мечел" со своей отдельной железнодорожной веткой, и компания "Газпромтранс", у нее тоже есть отдельная железнодорожная ветка, которая ведет к Бованенковскому месторождению. Есть компания "Железные дороги Якутии", которая является совместным предприятием Якутии и ОАО РЖД, то есть она тоже отдельный перевозчик. Таким образом, есть как минимум три компании, которые являются абсолютно полноценными перевозчиками, то есть они владеют своими локомотивами, они владеют инфраструктурой и осуществляют перевозки на своей инфраструктуре своими локомотивами.
— Но речь идет об инфраструктуре общего пользования.
— В данном случае то, о чем мы говорим, тоже является инфраструктурой общего пользования, просто РЖД об этом не говорит, как правило. Далее есть кейсы другого рода, когда действительно есть частные операторы, которые работают на рынке локомотивов и осуществляют перевозки собственными поездными формированиями. Это, например, "БалтТрансСервис", "Трансойл", "Уралхимтранс" и компания "Нефтетранссервис". Есть четыре таких компании, которые действительно работают на инфраструктуре РЖД, владеют локомотивами и осуществляют в согласованном с РЖД формате эти перевозки. То есть в той или иной форме кейсы по частно-локомотивной тяге существуют. Другой вопрос, что все они очень локальные, и такого системного подхода и системного понимания того, как в реальности будет работать и будет ли работать частный парк на инфраструктуре РЖД, до сих пор нет. И это несмотря на то, что Владимир Владимирович Путин порядка двух лет назад этот вопрос точно так же поднимал.
— Что, на ваш взгляд, требуется для того, чтобы такая практика начала претворяться в жизнь?
— В первую очередь нужно, чтобы перевозчик определился со своей позицией по этому вопросу, потому что в настоящее время Российские железные дороги, формально не отказываясь от того, что написано в целевой программе реформы, в реальности всячески препятствуют тому, чтобы частные локомотивы появились на сети. Поэтому основной вопрос здесь — это то, что РЖД в настоящее время не готова к тому, чтобы эти частные локомотивы на сети появились, потому что для операторов сейчас локомотивы — это своеобразное "золотое дно". То есть "Глобал-Транс", "Трансойл" демонстрируют очень высокие показатели эффективности, которые в значительной степени объясняются тем, что они используют собственные локомотивы, потому что это существенно более высокая оборачиваемость.
— То есть это более эффективные компании?
— Это компании, которые используют свое конкурентное преимущество. Использование локомотивов — это конкурентное преимущество, потому что сейчас…
— Понятно, то есть РЖД как монополисту невыгоден выход на рынок — свободный, открытый рынок, глобальный, в рамках России — таких частных перевозчиков?
— Действительно, риски в этом плане есть. Они связаны с тем, что компании, которые покупают локомотивы, ставят их на свои маршруты и таким образом самые рентабельные направления у РЖД забирают. Эта проблема есть, и такая жесткая, агрессивная позиция РЖД по противодействию тому, чтобы появились частные локомотивы, в том числе связана с тем, что РЖД четко может спрогнозировать, что частники купят локомотивы и будут работать на тех направлениях, где им выгодно, и невыгодные направления останутся у РЖД, но при этом доходы РЖД резко сократятся.