Как-то не по-человечковски
«Красных человечков» разрешили демонстрировать временно
Краевые власти отказались от идеи создания арт-парка, в котором ранее планировали сконцентрировать демонтированные арт-объекты времен «культурной революции». 23 арт-объекта хранятся в фондах музея современного искусства PERMM и пока на улицах Перми не появятся. Разрешено лишь временное их размещение возле музея. Бывшие лидеры пермской «культурной революции» считают, что возвращение «Красных человечков», IconMan и других артефактов — это долг нынешнего руководства минкульта перед городом и регионом.
Арт-объекты времен пермской «культурной революции», демонтированные действующими краевыми властями, больше не будут постоянно размещаться на улицах Перми. Эти сведения „Ъ“ подтвердил глава минкульта Игорь Гладнев. По его словам, 23 арт-объекта сейчас находятся в музее современного искусства PERMM, и музей может использовать их в рамках временных выставок. Министр удивился вопросу о судьбе этих объектов: «Они составляют фонды музея. В фондах Пермской художественной галереи более 18 тыс. единиц хранения. Но они ведь тоже постоянно не демонстрируются», — сказал „Ъ“ господин Гладнев.
Также министр категорически отверг вариант продажи арт-объектов, на чем настаивал ряд бывших деятелей «культурной революции». «Это госимущество, оно не продается», — резюмировал министр.
Прежде краевые власти собирались сконцентрировать все 23 демонтированных объекта в рамках одного арт-парка. Мэрия Перми даже делала минкульту официальное предложение о размещении объектов в парке культуры и отдыха Кировского района, но из-за его удаленности от центра Перми в ведомстве от предложения отказались. Ранее о планах выкупить все объекты, компенсировав потраченные на них средства, заявлял один из идеологов «культурной революции» экс-директор музея PERMM Марат Гельман. Интерес к «Красным человечкам» проявляли пермские бизнесмены Евгений Фридман и Валерий Япаров. Первый предлагал поставить человечков возле хостела «П», второй — около принадлежащих ему «Пушкинских бань». Но оба предложения не были поддержаны минкультом.
Напомним, масштабная public-art-программа «Музей в городе» музея современного искусства PERMM началась в 2010 году, став одним из знаковых проектов «культурной революции» времен экс-губернатора Прикамья Олега Чиркунова. Проект предполагал интеграцию современного искусства в городскую среду и общественное пространство. Широкий резонанс вызвало появление таких объектов, как «Красные человечки» Андрея Люблинского, скамейка «Власть», «Яблоко» Жанны Кадыровой и «Пермские ворота» Николая Полисского. В рамках программы в Перми также установлены объекты: «LOVE», «Счастье не за горами», «Слава труду» группы Pprofessors, «Черный ангел» и «Скарабей» Молдакула Нарымбетова, IconMan московского арт-дуэта «Электробутик».
Появление арт-объектов вызвало неоднозначную реакцию пермского сообщества. Так, некоторые депутаты заксобрания увидели в «Красных человечках» пародию на самих себя, а председатель краевого Союза художников Равиль Исмагилов однажды даже пригрозил их сжечь.
Новые краевые власти решили свернуть проект. В декабре 2012 года при подготовке шествия олимпийского огня от музея PERMM были временно демонтированы арт-объекты «Слава труду» и «Черный ангел». Обратно их не вернули: они не появились ни на новом месте музея, на бульваре Гагарина, 24, ни на старом, у Речного вокзала. В 2014 году с площади перед Органным залом исчезли «Красные человечки», а также IconMan, простоявший почти два года у большого зала филармонии. Артефакты времен пермской «культурной революции» были демонтированы по прямому распоряжению главы администрации губернатора, которую тогда возглавлял Алексей Фролов.
По мнению бывшего министра культуры Пермского края Николая Новичкова, вернуть объекты «культурной революции» на улицы Перми это долг действующего главы минкульта перед городом и регионом. «Эти объекты строились не им, не на его деньги. Их финансировали жители города, налогоплательщики. Арт-объекты являются ценностью, и если они сейчас пылятся где-то на задворках, то это, по меньшей мере, неэтично по отношению к людям и культурному наследию Пермского края», — считает господин Новичков. В качестве примера он приводит поступок еще одного экс-министра культуры — Бориса Мильграма: «В свое время он забрал у города фонтан возле Театра-Театра, и он его вернул — вот это мужской разговор: что ты забираешь из публичного пространства, то ты и должен вернуть!».
Арт-директор PERMM Наиля Аллахвердиева говорит, что от министра культуры получено устное согласие на возможность временного размещения арт-объектов возле музея. «IconMan разместится на площадке перед зданием музея PERMM, „Красных человечков“ хотелось бы поставить в соседнем сквере, но поскольку земля там муниципальная, надо пройти согласование с городскими властями», — говорит госпожа Аллахвердиева. По ее словам, есть проблема, связанная с тем, что в Перми нет регламента согласования размещения арт-объектов. Во времена «культурной революции» эти вопросы решала специальная комиссия городской администрации под председательством вице-мэра Перми Надежды Кочуровой, сейчас такой комиссии нет. «Поэтому может возникнуть вопрос: а правомочен ли муниципалитет выдавать такие разрешения, и мы можем просто уткнуться в банальный бюрократический „затык“», — отмечает выставочный директор музея PERMM.