Автомобили скатились в кризис
Результаты продаж в первом квартале не обнадеживают
Объемы продаж легковых автомобилей в Нижегородской области по итогам первого квартала 2015 года снизились на 37,5%. На результатах первых трех месяцев, отмечают аналитики, сказался ажиотажный спрос на машины в конце 2014 года, когда стремительно дешевел рубль, а также рост цен в начале года на фоне нестабильной экономической ситуации. Дилеры, работающие в премиальном сегменте, говорят, что по итогам второго квартала показатели ухудшатся как по объемам продаж, так и по прибыли. В массовом сегменте надеются, что ситуация улучшится за счет роста продаж отдельных марок.
По данным Russian Automotive Market Research (RAMR), в Нижегородской области в первом квартале 2015 года было продано в 1,6 раза (37,5%) меньше легковых автомобилей, чем за аналогичный период 2014 года. Общий объем продаж за первые три месяца текущего года составил 27,7 тыс. машин против 44,3 тыс. в первом квартале прошлого. При этом, как отмечают аналитики, больше всего просели продажи новых авто — в 2,6 раза: с 14,3 тыс. до 6,1 тыс. Покупать подержанные автомобили нижегородцы тоже стали реже, но в процентном соотношении их доля в общем объеме проданных машин выросла с 67,7% до 77,7%. Так, по итогам первого квартала прошлого года в области было продано 30 тыс. подержанных машин, текущего — 21,5 тыс.
Кроме того, нижегородцы стали чаще отдавать предпочтение автомобилям отечественного производства, хотя основной объем продаж по-прежнему приходится на долю иностранных брендов. Так, если в январе-марте прошлого года доля российских машин в общем объеме продаж по региону составляла 16,8% (2,4 тыс.), то в этом году она выросла до 25,6% (1,5 тыс.). Доля иномарок снизилась с 83,3% до 74,4%, продажи упали в 2,5 раза: с 11,9 тыс. до 4,6 тыс.
Изменился в первом квартале и рейтинг наиболее популярных брендов. Так, из Tоп-15 вышли Ford, Chery и Ssang Yong, место которых заняли Datsun, взлетевший сразу до седьмой позиции рейтинга, UAZ и Mercedes-Benz. Лидерами рейтинга по-прежнему остаются автомобили Lada, на долю которой в первом квартале 2014 года приходилось 15,6% общего объема продаж, а в этом году — 23,5%, и Kia. Доля последней выросла с 9,7% до 14,7%. Также, по данным аналитиков, на 45% в регионе сократились продажи автомобилей премиум-класса.
По мнению директора RAMR Татьяны Арабаджи, на результаты первого квартала 2015 года повлиял ажиотажный спрос на легковые автомобили в конце 2014 года, когда из-за стремительного падения курса рубля потребители «ринулись» в автосалоны: «Поэтому результаты первого квартала были ожидаемы: большая часть тех, кто планировал приобрести автомобиль, сделала это в конце года, не дожидаясь повышения цены. Кроме того, на снижение спроса в первом квартале также оказали влияние рост цен на автомобили и нестабильная макроэкономическая ситуация».
«На январь-февраль „перетекли“ продажи ноября и декабря, поэтому падения мы не заметили. Снижение объема продаж и в массовом, и в премиальном сегменте мы ощутили только весной», — комментирует итоги квартала совладелец группы компаний «Агат» Алексей Мамочкин. По его словам, в массовом сегменте ситуация чуть лучше у Toyota, продажи которой традиционно меньше всего «проседают» в кризис, и у Hyundai: «В случае с Toyota играет роль стоимость бренда, и покупатель, выбирая эту марку, вкладывается в функциональность и долгосрочную перспективу использования машины. Кроме того, компания объявила о снижении цен. Что касается Hyundai, то это была одна из последних марок, поднявших цены, поэтому долго сохранялся хороший объем продаж». В премиум-сегменте, по мнению эксперта, себя лучше чувствует Lexus, поскольку в городе эта марка представлена в одном салоне, в то время как все остальные — в двух и более центрах. Совладелец ГК «Агат» надеется, что результаты второго квартала будут лучше, чем результаты первого.
Генеральный директор «Ауди Центра Нижний Новгород» Анджей Таубергер, комментируя результаты продаж в премиум-сегменте, отмечает, что с точки зрения количества проданных машин итоговые цифры на самом деле могут быть хуже, чем показывает статистика. При этом финансовые результаты первых трех месяцев, по мнению эксперта, были неплохими — курсовая разница позволила дилерам сохранить уровень наценок и получить прибыль. «В апреле ситуация изменилась. Продавать автомобили с хорошей наценкой больше не получится, потому что цены поднялись на 25–30%. При этом ожидается снижение цен за счет дилеров. В результате динамика второго квартала будет хуже и по количеству проданных автомобилей, и по финансовым результатам», — полагает Анджей Таубергер.
По мнению Татьяны Арабаджи, в настоящий момент положительно на динамике рынка могут сказаться укрепление курса рубля, рост цен на нефть, продление программы утилизации и введение дополнительных мер по стимулированию рынка — программы льготного автокредитования и льготного автолизинга. «Вслед за укреплением курса рубля некоторые бренды снизили цены на автомобили. Можно ожидать, что результаты второго квартала будут чуть лучше показателей первого, если не случится кардинальных перемен в макроэкономической и политической ситуации, не „схлопнется“ автокредитование. Также можно ожидать роста спроса на автомобили в период традиционных скидок — это четвертый квартал 2015 года. По итогам 2015 года рынок может сократиться на 40–50%, но эта цифра нуждается в уточнении. Многое будет зависеть от курса рубля, цены на нефть, доступности автокредитов, индекса потребительской уверенности», — прогнозирует директор RAMR.