"Афганская действительность к оптимизму не располагает"
На севере Афганистана активизировались вооруженные столкновения. По словам властей страны, к движению "Талибан" присоединились боевики из Пакистана и других соседних стран. В конце прошлой недели талибы объявили "весеннее наступление" на правительственные войска. Обозреватель газеты "Коммерсантъ" Максим Юсин задумался над тем, сумеют ли выстоять власти в Кабуле после вывода из страны основного контингента НАТО.
В 1992 году, когда в Афганистане рушился просоветский режим Наджибуллы, все развивалось по схожему сценарию. Точно так же вооруженная оппозиция (только тогда ее называли моджахедами, а не талибами) объявила "весеннее наступление". А правительство в Кабуле точно так же осталось без помощи "старшего брата" (в том случае — распавшегося Советского Союза, в этом — натовского контингента во главе с США). 23 года назад режим не выдержал — весна 1992 года стала для него последней. Моджахеды вошли в Кабул, Наджибулла укрылся в миссии ООН, а спустя четыре года, когда столицу захватили уже талибы, был зверски убит. Следует ли из этого, что и нынешние власти в Кабуле ждет столь же печальный финал? Не обязательно и уж точно не так быстро. Все-таки между сегодняшней ситуацией и 1992 годом есть несколько принципиальных различий.
В 1992 году пришедшая на смену Советскому Союзу Россия прекратила поддерживать бывшего союзника, фактически бросив Наджибуллу на произвол судьбы. Из Афганистана вывели всех военных советников, перестали поставлять оружие, запчасти и даже горюче-смазочные материалы. Именно тогда стало ясно: армия Наджибуллы, три года после вывода советских войск успешно отражавшая натиск моджахедов, на сей раз обречена.
Но США не стали повторять ошибок Москвы. Военная и финансовая помощь Кабулу продолжается. Советники не отозваны. Более того, в стране остается ограниченный контингент НАТО в составе 12,5 тыс. человек, в том числе 9,8 тыс. американцев, который готов вмешаться в критический момент — например, если над Кабулом нависнет угроза. Так что обвального падения, как это было в случае с Наджибуллой, не ожидается. Счет пойдет не на недели и даже не на месяцы.
Но, тем не менее, положение крайне тревожное. Исламские радикалы укрепляют свои позиции, время работает на них. Помимо талибов, в Афганистане появились новые, еще более экстремистские силы — "Исламское государство", недавно заявившее о себе двойным терактом в Джелалабаде. Многие провинции не контролируются правительством — в лучшем случае, в столице стоит гарнизон, а на остальной территории власть фактически принадлежит талибам. Примерно такая же ситуация была на закате эпохи Наджибуллы, что и привело к печальному финалу.
Долго ли продержится нынешний режим? Во многом определяющим станет именно это весенне-летнее наступление талибов. Если правительственные войска покажут, что они в состоянии вести боевые действия без помощи американцев, если не начнут сдавать города и массово переходить на сторону противника, это будет означать, что хоронить правительство рано, что еще несколько лет оно сможет продержаться. Хотелось бы дать более оптимистический прогноз. Но, увы, афганская действительность к оптимизму не располагает.