"Были готовы условия, чтобы резать ставку более агрессивно"

Центробанк снизил ключевую ставку с 14% до 12,5%. Такое решение было принято на заседании совета директоров Банка России. Оно вступит в силу 5 мая. Старший экономист компании "ВТБ Капитал" Владимир Колычев обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

В итоговом заявлении Центрального банка отмечается, что годовая инфляция в России замедлилась до 16,5%. Если этот показатель продолжит снижаться, ЦБ готов и далее смягчать денежно-кредитную политику. Следующее заседание Банка России намечено на 15 июня.

— Рынок ожидал снижение ключевой ставки в четверг. Ставка 12,5% подходит в текущей экономической ситуации?

— Конечно, условия были готовы для того, чтобы ставку и более агрессивно резать, и, может быть, привести ее к тем уровням, которые мы наблюдали до экстренного заседания Центрального банка в середине декабря прошлого года, потому что и экономика, и финансовые рынки уже адаптировались к тем чрезвычайным обстоятельствам, из-за которых изначально ставка была поднята.

Если мы посмотрим на все ключевые индикаторы, которые будут влиять на инфляцию в ближайшие 12-18 месяцев, то они даже по сравнению с серединой декабря улучшились. Трендовая инфляция сильно замедлилась, сейчас уже 0,1 неделя к неделе, что в годовом выражении означает порядка 5%. Зарплаты в номинальном выражении растут всего на 5-6%, что соответствует долгосрочной цели Центрального банка по инфляции. Экономика вошла в рецессию, и рецессия потихоньку углубляется.

— ЦБ ожидает восстановления квартальных темпов роста ВВП после 2015 года при развитии импортозамещения и роста цен на нефть. Возможен такой быстрый переход к росту?

— Как показывает практика, большинство циклических кризисов, а сейчас у нас все-таки довольно существенный масштаб замедления связан с циклическим компонентом в кризисе, он действительно довольно быстро разворачивается. Поэтому здесь мы не видим противоречий с тем, как смотрит на это ЦБ. Мы тоже ждем, что темпы углубления рецессии стабилизируются ближе к третьему кварталу, и в дальнейшем начнется процесс восстановления.

— Регулятор также прогнозирует, что годовая инфляция в России снизится до уровня менее 8% уже к апрелю 2016 года. Насколько это вероятно?

— По нашим прогнозам, на 12-месячном горизонте инфляция снизится даже сильнее. Мы думаем, что она может упасть в диапазон в 5-6% к апрелю потому, что факторы на стороне спроса. Они будут сильно дестабилизационными, в то время как все шоки со стороны предложения уже абсорбированы в уровне цен.

— А за счет чего такое снижение возможно?

— Есть технический фактор, связанный с эффектом базы. Послешоковый уровень цен стабилизировался где-то в феврале, соответственно, на эффекте базы в период с ноября этого года по февраль следующего года будет очень серьезное снижение годовых темпов роста. Что касается трендовой инфляции, то я уже упоминал, что она уже сейчас упала до уровня порядка 6% в годовом выражении. Если мы возьмем недельные темпы и переведем в годовые, то они уже показывают 6-процентную инфляцию.

— Можно ли ждать, что на заседании в июне ЦБ вновь понизит ставку, и если да, то насколько?

— Мне кажется, да, Центральный банк снизит ставку, вопрос только лишь в темпах. Если мы будем читать то, что Центральный банк пишет в пресс-релизе, то, очевидно, он ищет инфляционные риски, связанные с тарифной и бюджетной политикой. Здесь основные решения будут уже на 2016, 2017 год, потому что на 2015 год все решения приняты, и они будут чуть позже, может быть, даже в июне. Видимо, после этих решений Центральный банк будет готов повысить темпы нормализации ставок, а пока в июне, наверное, темпы останутся такими, может, даже чуть-чуть снизятся, может быть, на 100 базисных пунктов.

Вся лента