А товар по расписанию
Генерал-лейтенант Николай Садовников, бывший начальник главного управления торговли Министерства обороны СССР в 1986-1991 годах, подчеркивает, что главной задачей сотрудников военной торговли было обеспечение различными товарами и услугами не только воинских частей и семей военных, но и населения, в условиях боевых действий и в мирное время.
Каковы особенности работы военторгов в годы войны и мира?
Всегда главными приоритетами для сотрудников военторга были своевременность, четкость исполнения наших задач, качество торгового и бытового обслуживания, забота о простых солдатах, матросах и офицерах на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Сотрудники военторга принимали участие в организации торгово-бытового обслуживания войск действующей армии в боях с японскими захватчиками у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. В период советско-финской войны военная торговля впервые обслуживала командиров и бойцов в условиях широкомасштабных боевых действий. С самого начала Великой Отечественной войны перед военторгами был поставлен ряд важных и очень трудных задач. В короткие сроки нужно было сформировать специальные предприятия для обслуживания личного состава действующей армии, организовать торгово-бытовое обслуживание войск в местах мобилизации и развертывания частей. Выполнение этих задач осложнялось большими потерями в первый период войны, часть работников военторгов ушла в действующую армию на фронт, а на их место пришли невоеннообязанные новички, главным образом женщины и граждане, признанные негодными к службе в армии по состоянию здоровья. Несмотря на трудности количество столовых на фронте достигло к 1944 году 776, число автолавок с каждым годом росло и к концу войны превысило тысячу. В войсках распространялись заранее скомплектованные торгово-заготовительными базами посылки с наборами повседневного спроса. Только в 1944 году их было реализовано более 5 млн индивидуальных и 100 тыс. коллективных. От военторгов требовалось умение оперативно развернуться, быстро продвинуться вперед, непрерывно обслуживать части передовой линии, приспосабливая все свои действия к боевым условиям. Практиковалась доставка товаров на самолетах, иногда работники полевых военторгов с мешком за плечами ползли по снегу под огнем противника, пробираясь на передовые позиции.
А в послевоенные годы нам пришлось решать сложные задачи по восстановлению разрушенного народного хозяйства, помогать налаживать быт в строящихся военных городках для разных групп войск на всей территории Советского Союза и за рубежом.
Сегодня в состав субхолдинга Минобороны Российской Федерации "Военторг" входит пять дочерних обществ, более 1,7 тыс. магазинов, кафе, столовых, чайных, комбинаты бытового обслуживания, ателье по пошиву форменной одежды. Не так давно "Военторг" объявил о новом стратегическом партнерстве с одной из крупнейших сетей ритейла в России Х5 Retail Group. Запускается совместный проект по созданию торговой розничной сети под брендом "ВоенторгПятерочка".
Первые послевоенные годы в плане обеспечения населения продовольствием были едва ли легче, чем во время войны. Сельское хозяйство было разрушено, рабочих рук катастрофически не хватало. Продолжала бушевать инфляция. Приходилось прикладывать титанические усилия, поскольку возвращение к полноценной мирной жизни было невозможно без нормализации механизмов снабжения и торговли. Восстановление экономики требовало в первую очередь оздоровления финансовой и восстановления торговой системы. До конца 1947 года в СССР частично сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Полностью отмену удалось провести только в конце 1947 года. Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение.