КАД примеряет сервисные объекты
На кольцевую трассу пустят инвесторов
В текущем году на 111-м километре КАД начнется реализация проекта Росавтодора по строительству частными инвесторами объектов дорожного сервиса вдоль федеральных трасс. В ближайшие месяцы ведомство объявит соответствующий конкурс на строительство пилотного многофункционального комплекса. При этом девелопер уже известен — им выступит холдинговая компания "Сити 78", которая за 300 млн рублей планирует построить на участке отель, ресторан, станцию технического обслуживания, магазин и комплекс АЗС. Эксперты считают, что данный проект будет востребован потребителем, поскольку сейчас автомобилистам приходится съезжать на радиальные магистрали для получения качественных услуг.
На 111-м километре КАД в Ломоносовском районе компания "Сити 78" планирует построить АЗС Shell, станцию технического обслуживания, гостиницу (примерно на 50 номеров), магазин, ресторан быстрого питания и парковку, интегрированную в существующую площадку для отдыха, ранее построенную Росавтодором. Для пилотной зоны уже спроектированы съезды на кольцевую. Площадь всего участка составляет 2,6 га.
"В рамках данного проекта мы осуществляем девелоперские функции и функции единого оператора площадки отдыха, а непосредственно за управление построенными объектами будут отвечать профильные операторы придорожного бизнеса", — рассказал "Ъ" генеральный директор "Сити 78" Руслан Гайсин. По его словам, инвестиции во все объекты составят около 300 млн рублей, окупаемость придорожного комплекса может занять около десяти лет.
Переговоры с потенциальными операторами для станции технического обслуживания и ресторана пока продолжаются. Проект магазина на АЗС рассматривала сеть "Магнит", но пока стороны решили заморозить переговорный процесс. В целом, по словам господина Гайсина, из-за экономической ситуации на рынке реализация проекта существенно усложнилась. "Мы не нашли российских операторов, которые готовы были бы эксплуатировать гостиницу. Есть иностранные интересанты, но они не хотят инвестировать собственные средства в строительство, при этом они готовы эксплуатировать уже готовый объект", — поясняет он.
В текущем году планируется построить съезды и автозаправку, ввести в эксплуатацию все остальные объекты, в том числе и гостиницу, в компании рассчитывают до конца 2016 года. В Росавтодоре сообщили, что после получения положительного заключения экспертизы проектной документации по пилотному объекту "Сити 78" (должно быть получено в ближайшие несколько месяцев), в течение месяца планируется поведение тендера на строительство. Компания заинтересована в создании аналогичных зон придорожного сервиса на всех федеральных трассах Европейской части России, однако других предложений от структур "Росавтодора" пока не получала.
В 2013 году Минтранс утвердил "Концепцию развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения", сформированную Росавтодором. Проект включает мероприятия по обеспечению системного развития многофункциональных сервисных зон и создание на базе дорожного агентства "единого окна" по взаимодействию с потенциальными инвесторами. Для реализации проекта в Петербурге и Ленобласти на базе "Севзапуправтодора" (отвечает за оперативное управление федеральными дорогами Северо-Западного региона) и ФКУ ДСТО "Санкт-Петербург" (в ведении структуры находится КАД) сформирована межведомственная рабочая группа. В том числе она должна отвечать за размещение на федеральных трассах региона "фермерских рынков", за организацию зон технического обслуживания транспортных средств и площадок для стоянки транспортных средств и отдыха водителей, а также за проработку инструментов государственной поддержки. Ни в одном из ведомств "Ъ" не предоставили плана по дальнейшей реализации программы в регионе.
Эксперты оценивают потребность в сопутствующей инфраструктуре на федеральных трассах как очень высокую. Так, Александра Смирнова, директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar, считает, что сейчас объекты, где водитель транспортного средства может остановиться и получить качественный сервис, являются редкостью, к тому же многие действующие площадки находятся в плохом состоянии.
"Поток клиентов будет обеспечиваться преимущественно за счет водителей, осуществляющих транзитные перевозки: они смогут отдохнуть вблизи Петербурга, не утруждая себя поиском гостиницы в городе. АЗС стопроцентно является рентабельным бизнесом, правильная концепция позволит привлечь хорошего оператора общепита с приемлемой ценовой политикой, что обеспечит доходность объекта на уровне выше среднего", — рассуждает она.
Генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев также оценивает проект компании позитивно, несмотря на то, что в этой части КАД поток транспорта сравнительно невысок. По его мнению, наличие АЗС Shell в качестве якорного оператора является определенным гарантом потока посетителей и интереса со стороны сопутствующих операторов.
"Прибыльность подобных проектов достигается за счет сетевой модели — в таком случае сказывается эффект масштаба и появляется возможность заключать пакетные соглашения с ключевыми операторами (АЗС, мотелей, фастфуда)", — резюмирует он.