"Решение по иску "Газпрома" к "Нафтогазу" будет политизированным"
"Газпром" требует взыскать с "Нафтогаза" почти $24 млрд. Такова общая сумма исковых требований, которые рассматриваются в Стокгольмском арбитраже. Эти данные содержатся в отчетности "Нафтогаза" за 2014 год, сообщает "Интерфакс". Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Маратом Кашиным.
Суд также рассматривает иск "Нафтогаза" к "Газпрому". Украинская компания требует выплатить ей $16 млрд. "Нафтогаз" утверждает, что российская монополия завышала цены на топливо с 2010 по 2014 год. Импортные цены необходимо пересмотреть в сторону понижения, считают в украинской компании.
— Насколько оправданы эти требования "Газпрома"? $24 млрд — это обоснованная сумма?
— Мы уже привыкли, что все, что связано с противостоянием, информационной войной России и Украины, часто цифры не пляшут, часто заявления политиков или лиц, которые так или иначе принимают решения в газовой отрасли, не всегда соотносятся с экономическими данными и целесообразностью. Давайте разбираться, что здесь происходит.
Возьмем требования "Газпрома". "Газпром" вполне обоснованно выдвинул иск еще в прошлом году суммарно на $5,1 млрд или $5,3 млрд, там разные оценки, за осознанно неоплаченный газ со стороны Украины. Эту ситуацию мы прекрасно знаем, это украинская сторона признала, более $3 млрд погасила. Оставшиеся средства Украина заявляет, что выплачивать не будет. Здесь спор в цене: мы одну цену считали, они считали цену другую, которая еще была, когда Крым не был в составе России. Это уже ситуация процедурная. В общем и целом можно сказать, что Украина признала этот иск.
Затем "Газпром" подал еще один иск уже на гораздо большую сумму — почти на $19 млрд, это как раз уже были менее понятные требования, но постараюсь объяснить в чем дело. Нынешние поставки газа, которые Россия осуществляет Украине, проходят без механизма "бери или плати". Что этот механизм означает? Если есть фиксированный, например, объем поставок газа, условно, 10 млрд кубов, ты его не выбрал, ты взял 5 млрд кубов, но эти 5 млрд кубов если ты не берешь, ты их обязан все равно оплатить, потому что была договоренность.
В 2012 году и 2013 году как раз действовали эти условия, и российская компания основывает свои требования на том, что, несмотря на то, что она не поставила определенный объем газа в этот период, действовали условия "бери или плати". Он должен был быть выбран украинской стороной. Украина, Киев обязан сейчас оплатить эти объемы, поэтому такой иск был.
— Понятно, что две стороны и два мнения.
— У каждого своя правда. Давайте, чтобы быть объективными, рассмотрим теперь требования Киева, на что здесь рассчитывает "Нафтогаз". "Нафтогаз " считает, что импортные цены были завышены "Газпромом" действительно за большой промежуток времени. Здесь спорно, о чем я уже говорил, потому что Украина считает как-то по-своему. Они еще при Януковиче берут цену, хотя ситуация поменялась и по политическим моментам, потому что Крым в составе России, и скидки за Черноморский флот уже не могут действовать, мы и так уже обнуляем таможенную пошлину, даем скидку.
Дальше они пытаются оспорить транзитный контракт. Здесь у них, честно сказать, есть основания, потому что один из пунктов, помимо того, что нужно привести нормы контракта к требованиям Третьего энергопакета ЕС, к требованиям украинского законодательства, Украина еще требует того, чтобы российская сторона выплатила средства за недостаточный объем транзита.
По контракту транзит должен ежегодно составлять где-то 110 млрд кубов в год: ни в 2013 году, ни в 2012 году "Газпром" такой объем не поставлял, а "Нафтогаз" заявляет о выплате убытков по этому договору еще с 2009 года. Он действует с 2009 года по 2019 год, поэтому здесь ситуация для юристов, но обе стороны имеют право требовать друг от друга выплату через суд, но размер этой выплаты уже должны определить профессионалы.
— Мы с вами поняли, что две стороны — два мнения: "Нафтогаз" оценивает свои обязательства в $3 млрд, считает, что уже погасил эти долги, "Газпром" требует $24 млрд, но Стокгольмскому арбитражу придется принимать решение. Как вы думаете, каким оно будет?
— Решение будет политизированным, безусловно, потому что Еврокомиссия пытается ставить палки в колеса "Газпрому". Но поскольку все-таки от российского газа пока отойти невозможно, 30% всего потребляемого сырья мы поставляем на европейский рынок, то сторонам придется договариваться и включать все механизмы энергетической дипломатии. Все-таки ссориться уже не нужно, надо договариваться.