"О проверках на соответствие Российской системе качества производители знать не будут"
Российская система качества начнет работу в ближайшее время. Как сообщили "Коммерсантъ FM" в организации, первые знаки качества российским товарам будут присвоены уже в этом году. Заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества Максим Протасов обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Маратом Кашиным.
О создании системы добровольной сертификации продукции на прошлой неделе объявил премьер-министр Дмитрий Медведев. В некоммерческую организацию Роскачество войдут представители Минпромторга, Торгово-промышленной палаты, "Опоры России", "Деловой России", Руспродсоюза и другие участники рынка. Роскачество будет финансироваться из федерального бюджета. Только в этом году некоммерческая организация получит от Минпромторга 180 млн руб.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о создании этой системы качества. На каком она сейчас этапе, как будет работать организация, надолго ли будет выдаваться знак качества и так далее?
— Рабочая группа по созданию самой концепции, идеологии системы работала последние полтора года. Изначально у нас стояла задача по поручению правительства разработать систему, которая была бы точно не хуже аналогов, которые есть в мире, и в США, и в Европейском союзе, и во многих странах ЕС есть подобные системы. В состав рабочей группы входили лучшие в стране представители системы технического регулирования в вопросах качества, в вопросах потребительских испытаний. В итоге мы создали концепцию, которая была утверждена правительством, и председатель правительства подписал это распоряжение.
Наверное, ни для кого не надо уже объяснять сейчас, чем система будет заниматься и для чего она нужна, но я пару слов скажу. В первую очередь, понятно, что задачи, которые должны решаться, — это повышение среднего уровня качества товаров на рынке как продовольственной, так и непродовольственной группы. Все потребители, наверное, напуганы в последнее время информацией о качестве товаров, что можно покупать, что можно покупать своим детям, что можно есть, чего нельзя есть, и организация должна сформировать в результате единственную сейчас государственную систему, доносящую до потребителей информацию о реальном качестве потребительским товаров.
По итогам веерных испытаний, испытаний практически всех товаров на рынке, которые будет проводить организация, будут выдаваться знаки качества. Вторая задача — это увеличить уровень локализации, то есть знаки будут выдаваться только тем продуктам, ингредиенты которых произведены, или уровень локализации которых соответствует требованиям системы. В Финляндии, например, знак качества "Белый лебедь", известный финский знак, выдается только тем товарам, которые более чем на 70% состоят из финских ингредиентов. Мы по каждой из категорий будем стараться устанавливать подобные уровни локализации.
— А как наш знак качества будет выглядеть? Он будет похож на старый, советский, или какая-то другая появится эмблема?
— Около года назад правительство провело конкурс, достаточно широкий, открытый, довольно интересный конкурс среди дизайнерских агентств и физических лиц, дизайнеров. Более 500 знаков было подано на конкурс, и в конкурсе выиграла мастерская господина Мордвинцева, который совместно с разработчиками бывшего советского знака разработал этот симпатичный знак "К", который, наверное, многие видели уже и в средствах массовой информации, в интернете. Это и будет эмблемой нового российского знака качества.
— Это будет добровольная сертификация? Есть ли у вас уже предзаказы от желающих, чтобы вы их проверили?
— О проверках производители знать не будут. До недавнего времени рабочая группа вообще не хотела сообщать те категории, в которых она будет проводить первые проверки. Проверки будут проводиться с приобретением товаров только с полок магазинов, то есть никаких предоставлений образцов самими производителями, поэтому проверки будут объективными. В этом смысле, никаких заявок от производителей, естественно, мы не принимаем. Как только заработает портал системы, заявки и пожелания будут приниматься от главного бенефициара этой системы — от потребителей, то есть от нас с вами.
— А если вы возьмете товар, проверите его, и он окажется крайне плохим, будут ли какие-то знаки антикачества?
— Такая система может заработать только в одном случае: если уровень доверия к ней будет высок. Уровень доверия к аналогичной системе, работающей в Германии, уже более 50 лет, выше, чем к немецкой полиции и к немецкой церкви. Понятно, что добиться подобного уровня, для этого надо действительно 50 лет работать четко и без сбоев, но такая задача ставится, поэтому, конечно же, главное, что будет делаться — это то, что до потребителя будет доноситься объективная информация о каждом товаре. Если он плохой, мы будем говорить о том, что он плохой.