«Импортозамещение. Потенциал алтайских предприятий»
Тема импортозамещения сегодня одна из приоритетных не только в федеральной повестке дня. Для регионов это прежде всего возможность получить государственное финансирование отраслевых программ развития. Но бюджетную поддержку в Сибири не воспринимают исключительно как способ выжить в условиях кризиса. Участники барнаульской конференции «Импортозамещение. Потенциал алтайских предприятий», организованной сибирским представительством АО «Коммерсантъ» при поддержке администрации Алтайского края, пришли к выводу, что в сложившихся экономических условиях важны не сиюминутные, а стратегические решения. Они позволят не только сохранить рынок сбыта, но и удержать его в будущем.
По данным Сибирского таможенного управления, объем импорта в Алтайском крае, по итогам 2014 года в стоимостном выражении уменьшился на 25%. При этом около 45% импорта в регионе приходится на продукцию машиностроения, примерно 20% — продукция химпрома. Импорт продовольствия в крае незначительный. По словам заместителя губернатора Алтайского края Виталия Снесаря, это объясняется развитым АПК. На сегодняшний день алтайские пищевики занимают до 20% продовольственного рынка России. «В прошлом году объем инвестиций в пищевую и перерабатывающую промышленность региона составил около 3,5 млрд руб. Средства направлялись в строительство новых и модернизацию действующих мощностей предприятий пищевой переработки. В текущем году приоритет отдан 17 проектам, в их числе создание новых для региона производств, таких как переработка соевого белка и производство пищевого лицетина»,— отметил господин Снесарь. Помимо пищевой перерабатывающей промышленности в регионе, по его словам, активно развиваются предприятия сельхозмашиностроения. Есть перспективы кооперации с Санкт-Петербургским тракторным заводом и «Ростсельмашем». В крае действуют лизинговые схемы, компенсируется 2/3 процентной ставки по кредитам. «Оценка последствий санкций позволяет сформировать приоритетные направления господдержки, чтобы обеспечить конкурентоспособность наших рынков. Сейчас мы можем говорить о том, что ажиотажа, характерного для конца 2014 года, ощущения отсутствия перспектив нет. И дело не только в некоторой стабилизации курса рубля. И у власти, и у бизнеса появилась готовность работать консолидированно. Это важно для принятия решений и потенциальными инвесторами, и банками»,— отметил господин Снесарь.
Банки, по словам управляющего алтайским отделением Сибирского банка Сбербанка России Максима Волкова, готовы кредитовать проекты, обеспечивающие требуемый уровень рентабельности. «Сбербанк инвестирует более 11 млрд руб. в предприятия, работающие в рамках импортозамещения. Да, есть проблемы высоких ставок, но сегодня пик роста ставок уже прошел. Сейчас мы работаем в понижательном тренде, и реально работает господдержка. Вопрос дефицита обеспечения залога решается через агентство кредитных гарантий», — пояснил господин Волков. По его мнению, для предприятий сегодня актуальна проблема не только дефицита заемных денег. «Склады забиты готовой продукцией, спрос упал. У нас есть ресурс – электронная торговая площадка,— позволяющий компаниям существенно расширить рынки сбыта. Есть и альтернативные каналы обслуживания юридических лиц — дистанционное резервирование счета, депозит в интернете и т. п.»,— приводит пример Максим Волков. Он убежден, что банк, не работающий онлайн с бизнесом сегодня, завтра уйдет с рынка. Заявляя о заинтересованности банка в расширении портфеля, господин Волков отмечает и возросшие требования к заемщику. «Мы готовы брать проекты на рассмотрение, но очередь из бизнесменов с просчитанными бизнес-планами, рентабельность которых 20–30%, к нам не стоит»,— подчеркнул господин Волков.
Отчасти снизить закредитованность бизнеса, минимизировать риски неплатежей контрагентов и сократить дебиторскую задолженность может факторинг. По словам заместителя коммерческого директора по продажам и развитию бизнеса факторинговой компании НФК Павла Шишова, в условиях сокращения маржинальности бизнеса и необходимости выхода на новые рынки сбыта бизнесу, по сути, предложен новый продукт. «Факторинговая компания полностью выкупает дебиторскую задолженность перед поставщиком. Таким образом, компания может либо усилить свои позиции на рынке, либо минимизировать риски развития бизнеса в период региональной экспансии»,— убежден господин Шишов.
На конкурентоспособность бизнеса, по мнению участников конференции, влияет не только доступность финансовых инструментов, но и позиция региональных властей. «Крайне не хотелось бы, чтобы импортозамещение стало такой священной коровой, вокруг которой одни разговоры. Может, пришло время пересмотреть способы определения и предоставления господдержки? Должен сформироваться иной подход в развитии бизнеса, целевой. Необходимо определить приоритетные отрасли. Много у нас предложений и по налогообложению. Без этого никуда, если предприниматель сегодня заплатит все налоги, он не выживет»,— отметил председатель правления НП «Алтайский союз предпринимателей» Юрий Фриц.
Предоставление налоговых льгот бизнесу — приоритет именно региональных властей. На федеральном уровне, как отмечает менеджер отдела налогового консультирования PwC Евгения Романова, еще в 2014 году были введены льготы для регионов Сибири и Дальнего Востока. В частности, нулевая ставка по налогу на прибыль. «Естественно, для получения налоговых льгот необходимо соблюсти условия и для каждого сегмента есть свои ограничения. Например, чтобы получить льготу по налогообложению в рамках ФЗ-488, инвестор должен создать или модернизировать промышленное предприятие на территории РФ. Тем не менее льготное налогообложение — это возможность для региона конкурировать за инвестора. И региональным властям стоит подумать о том, чтобы давать бизнесу больше преференций. Тот, кто не боится это делать, будет более успешен в плане привлечения инвесторов на территорию»,— убеждена госпожа Романова.
Чтобы привлечь инвесторов в ипортозамещающие проекты, одних льгот недостаточно. «Импортозамещение — длительный процесс, если мы хотим, чтобы он был качественным. И здесь есть два аспекта. Быстрое замещение — продукт и перспективное — технологии. Когда западные компании вернутся на наш рынок — мы же понимаем, что санкции не будут вечными, — наши компании должны быть готовы с ними конкурировать. Сейчас у нас импортируется сырье, высокотехнологичные компоненты для производства оборудования. Быстро это заместить не удастся. Поэтому надо решать, что мы хотим замещать и какая поддержка нам для этого нужна»,— считает директор КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» Александр Кондыков. Пока решения этого вопроса на государственном уровне нет, бизнес вынужден закупать комплектующие и технологии на внешних рынках. В условиях девальвации рубля валютные операции становятся обременительными. Впрочем, по мнению директора алтайского филиала банка «БКС Премьер» Андрея Шалаева, эти расходы компании могут сократить. «Банки предлагают валюту по своему внутреннему курсу, для юридических лиц альтернативным вариантом может стать покупка валюты на бирже. Это еще один финансовый инструмент, позволяющий сделать продукцию компании конкурентоспособной»,— убежден господин Шалаев.
Благодарим за поддержку в проведении конференции партнеров: алтайское отделение Сибирского банка Сбербанка России, факторинговую компанию НФК, PwC, алтайский филиал банка «БКС Премьер».