Безбарьерная фармация
Рынок розничной продажи готовых лекарственных средств (ГЛС) меняется в сторону увеличения на нем доли безрецептурных препаратов (OTC). Такую тенденцию отмечают крупнейшие фармацевтические производители, для которых эта динамика означает упрощение доступа к покупателю и наращивание доли OTC в их продуктовых портфелях. В этой ситуации решающим становится слово фармацевта в аптеке, так как он оказывается первым специалистом, к которому, минуя визит к врачу, обращается пациент.
«Рынок OTC в России за последние два года вырос примерно на 10%», — говорит Атилла Кенсан, директор по маркетингу Merck Consumer Health (подразделение безрецептурных препаратов компании Merck). В США в период 2011–2013 годов рынок OTC вырос с 8 до 9%. В Европе в целом в 2013 году он сократился на 0,2% по отношению к 2012 году, однако ситуация сильно различается в отдельных странах. Наибольший объем на фармацевтическом рынке OTC имеет в Польше и Болгарии (34 и 31% соответственно), наименьший (не более 8%) — в Дании, Франции, Ирландии, Португалии и Испании, в остальных странах Европейского союза безрецептурные препараты занимают от 12 до 22% рынка.
Предпосылками для развития OTC на мировой арене эксперты называют увеличение продолжительности жизни людей, их возрастающую информированность с распространением Интернета, рост доходов и общее изменение сознания потребителей, предпочитающих не лечиться, а поддерживать свое здоровье и предупреждать возможные заболевания. В Восточной Европе, и в России в частности, наиболее ярко просматривается склонность населения миновать визит к врачу и выбирать лекарства для лечения легкодиагностируемых болезней самостоятельно. Помимо этого особенностями россиян фармацевты называют тягу к инновациям, таким как удобные формы упаковок и дозировок, а также доверие к иностранным и мультинациональным фармкомпаниям — наибольшая лояльность проявляется к немецким производителям.
По данным DSM Group, 2013 год был для рынка ГЛС нестандартным для России. Обычно продажи рецептурных лекарств (Rx) растут более высокими темпами, чем продажи ОТС-препаратов, однако в 2013 году темпы роста потребления рецептурных и безрецептурных препаратов были эквивалентны — около 12,6% в денежном выражении. В натуральном выражении отмечалась разная динамика: отрицательный прирост объемов продаж ОТС-препаратов (–2,6%) и увеличение Rx (+2,5%), — говорится в отчете компании. Соотношение OTC и Rx в розничном коммерческом сегменте в стоимостном выражении в 2013 году составило 49,7% к 50,3%. Общий объем розничного коммерческого сегмента в прошлом году превысил 461 млрд руб. В натуральном выражении было продано около 4,5 млрд упаковок, из которых доля препаратов, отпускаемых без рецепта, составила 70,5%. По данным DSM Group, средняя стоимость Rx-препаратов в 2013 году составляла 176 руб., в то время как цена OTC-препаратов в среднем в 2,5 раза меньше — 74 руб. за упаковку.
Крупнейшие мировые фармацевтические компании перекраивают продуктовую линейку, следуя тенденции развития рынка. Продажи Consumer Health подразделения компании Merck в 2014 году достигнут $1 млрд.
Эксперты отмечают, что увеличение доли безрецептурных препаратов наблюдается и в компании Sanofi. В России на рынке healthcare, и в особенности БАДов, которые составляют до 40% наименований ОТС-продукции крупнейших фармацевтических компаний, сражаются такие гиганты, как швейцарская Novartis и немецкая Bayer. В Европе эти изменения поддерживаются законодательно: в разряд безрецептурных переходят многие антибиотики, которые раньше нельзя было получить без предписания врача. Перспективными являются рынки стран Латинской Америки, основным же полигоном продаж OTC стала Бразилия.
Однако мировой рынок очень сегментирован, на нем множество региональных игроков. Из-за различий в разных странах производители переходят от использования централизованной системы управления продажами к более персонализированной, точечной. С одной стороны, упрощенный доступ потребителя к препаратам заставляет фармкомпании сконцентрировать свои усилия на брендинге и маркетинге, направленном непосредственно на покупателя, например на изменении потребительских свойств препаратов: вкуса, запаха, упаковки. С другой стороны, на первый план выходит специальность фармацевта, слово которого, как бы ни информирован был потребитель, зачастую служит решающим фактором при выборе лекарства. Образованность персонала аптек и возможность объяснить отличия одного препарата от другого позволяет более четко провести черту между профессиональным советом и предпринимательским желанием продать тот или иной продукт. При этом, говорит редактор OTC Bulletin Мэтт Стюарт, этому рынку еще далеко до либерализации. Например, в Лондоне зачастую дешевле заплатить за прием врача и получить его предписание, чем купить безрецептурный препарат.
Участники дискуссии видят проблему в том, что доктора не доверяют мнению фармацевтов. При этом растущая информированность и заинтересованность пациентов заставляет самих докторов постоянно находиться в курсе последних исследований. Эш Сони (OBE), президент Королевского общества фармацевтов, отмечает, что в Европе наметился острый недостаток докторов и медсестер, поэтому фармацевтам в аптеках надо уметь давать качественную информацию. Что уж говорить в этой части о России! С нашим дефицитом кадров в первичном звене только в Москве в районных поликлиниках не хватает около 5 тыс. терапевтов. Как следствие, очереди в поликлиниках, как результат — выбор потенциальным пациентом самолечения и фармацевта в аптеке.