Коммерческий транспорт подводит ГАЗ
Компания фиксирует снижение прибыли на фоне падения спроса на LCV
Выручка «Группы ГАЗ» по итогам 2014 года снизилась на 16,3%, до 119,99 млрд руб. В компании это объясняют сокращением российского рынка коммерческого транспорта, которое в отдельных сегментах достигло 30%. При этом группа получила 2,1 млрд руб. убытка. Руководство компании утверждает, что, если бы не резкий рост ставки ЦБ и курса валют в конце 2014 года, финансовый результат был бы положительным. Аналитики говорят, что на рост спроса рассчитывать не приходится — к концу года продажи могут просесть до 45% и меры господдержки в текущей экономической ситуации недостаточны.
«Группа ГАЗ» (входит в группу «Базовый элемент») раскрыла отчетность за 2014 год по МСФО. Как говорится в документах компании, выручка группы по итогам прошлого года составила 119,99 млрд руб., что на 16,3% ниже результатов 2013 года (143,36 млрд руб.). Снижение показателей в холдинге объясняют «сокращением российского рынка коммерческого транспорта от 15% до 30% по различным сегментам». При этом, отмечают в компании, выручка «Группы ГАЗ» снизилась в меньшей степени, чем объемы рынка, благодаря диверсификации производств, выпуску новых продуктов и программам по стимулированию продаж. В официальном сообщении говорится, что падение продаж также частично компенсировал рост выручки от реализации продукции в страны дальнего зарубежья (плюс 56% по сравнению с 2013 годом, 7,2 млрд руб.) и 17-процентный рост выручки автозавода «Урал» (16 млрд руб. по итогам года).
Убыток «Группы ГАЗ» по итогам 2014 года составил 2,1 млрд руб. На его формирование, поясняют в компании, повлияло падение инвестиционной активности бизнеса, сжатие рынка и негативные макроэкономические факторы. В частности, из-за значительного увеличения стоимости заемных средств, которое произошло из-за резкого роста ключевой ставки ЦБ РФ, обслуживание кредитного портфеля компании подорожало с 6,2 млрд руб. в 2013 году до 8,4 млрд руб. в 2014-м. Кроме того, говорят в группе, из-за девальвации рубля выросла стоимость импортных комплектующих и производственного оборудования. В результате убыток от курсовых разниц вырос с 124 млн руб. в 2013 году до 1,6 млрд руб. в прошлом.
По словам президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина, без учета «монетарных факторов», которые привели к стагнации в автопроме, компания смогла бы сработать с прибылью в 2014 году. Однако те усилия, которые группа направила на борьбу с последствиями резкого роста ставки ЦБ и курса валют, дали эффект уже в 2015 году. Чтобы снизить влияние кризиса на деятельность предприятий, говорит господин Сорокин, было принято решение жестко сокращать затраты и одновременно обновлять модельный ряд и выходить на новые экспортные рынки. Директор по экономике и финансам «Группы ГАЗ» Михаил Белобров добавляет, что компании удалось высвободить около 5 млрд руб. в 2014 году и создать необходимую финансовую «подушку» для стабильной деятельности и выполнения инвестиционной программы без привлечения кредитных ресурсов в первом квартале 2015 года. Кроме того, в 2015 год предприятия группы вошли с минимальными запасами готовой продукции на складах дилеров, что обеспечило достаточный объем заказов для стабильной работы предприятий в первые три месяца.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в целом по стране в первом квартале 2015 года было продано 383,69 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV, основная продукция «Группы ГАЗ»), что на 36,3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом падение продаж LCV «Группы ГАЗ», по данным АЕБ, соразмерно рынку и составляет 35%: за первые три месяца 2014 года компания продала 14 тыс. автомобилей, 2015-го — 9,07 тыс. По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, «продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось». «То, что мы сейчас видим в статистике, — давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло», — комментирует господин Шрайбер.
По информации Russian Automotive Market Research (RAMR), в первом квартале 2015-го рынок новых LCV сократился на 38,85% и составил 22,9 тыс. автомобилей против 37,5 тыс. за аналогичный период 2014 года. Директор RAMR Татьяна Арабаджи полагает, что по итогам 2015 года рынок LCV может сократиться на 35–45%, при этом многое будет зависеть от курса рубля, доступности автокредитов и лизинга, а также от развития розничной и мелкооптовой торговли и грузоперевозок. В связи с этим, отмечает госпожа Арабаджи, трудно рассчитывать, что объемы заказов «Группы ГАЗ» в текущем году будут больше, чем в прошлом. По мнению Татьяны Арабаджи, стимулировать спрос на легкие коммерческие грузовики сможет только улучшение экономической ситуации: «Необходимо укрепление курса рубля, рост цен на нефть, рост ВВП и показателей в сфере торговли, услуг для населения, грузоперевозок. Без этого меры поддержки рынка, такие как продление программы утилизации, введение программы льготного автокредитования, льготного автолизинга, принятого правительством, не смогут кардинально изменить ситуацию».