Heineken диверсифицируется на Амуре
Завод компании в Хабаровске поборется за местный рынок кваса
Heineken объявила о начале выпуска кваса на площадках по всей стране, в том числе с мая — в Хабаровске, на бывшем заводе «Амур-пиво». Параметры проекта не раскрываются, в 2014 году филиал занял второе место в крае по производству пива, уступив по объемам филиалу «Балтики» в пять раз. Местные производители кваса перспективы Heineken не комментируют. По подсчетам экспертов, «Амур-пиво» имеет от 150 тыс. до 1,5 млн дал свободных мощностей, что сопоставимо с валовым производством кваса в крае (менее 180 тыс. дал), но для успеха новой марки придется потратиться на маркетинг.
С мая хабаровский филиал пивоваренной компании Heineken (бывший завод «Амур-пиво») начинает выпуск кваса под маркой «Русич», сообщили в Heineken. Аналогичные производства компания запускает по всей стране, в частности, на площадках в Калининграде, Стерлитамаке и Иркутске. Директор по корпоративным отношениям Heineken Кирилл Болматов пояснил, что решение выпускать квас принято в связи с падением пивного рынка. Раскрывать параметры производства в Хабаровске и планируемую к занятию его продукцией долю рынка господин Болматов не стал, отметив лишь, что «технология производства кваса похожа на пивную, поэтому компании не пришлось делать дополнительные инвестиции в оборудование». В самом филиале Heineken от комментариев отказались.
По данным минсельхоза Хабаровского края, по итогам 2014 года филиал Heineken «Амур-пиво» стал вторым по объемам производства пива в регионе. Из 20,21 млн дал продукции на него пришлось 16% (порядка 3,23 млн дал). Около 82% (16,57 млн дал), по данным ведомства, произвел хабаровский филиал ПАО ПК «Балтика», еще около 2% (чуть более 400 тыс. дал) пришлось на ОАО «Дальпиво» (Комсомольск-на-Амуре). Безалкогольных напитков за прошлый год местные производители разлили 402 тыс. дал, на квас пришлось 44% (около 176,9 тыс. дал). Его производили хабаровское ООО «Тайга» (38%, или 67,2 тыс. дал), ООО «Горпищекомбинат» из Комсомольска-на-Амуре (35%, или 61,9 тыс. дал) и «Дальпиво» (27%, или 47,7 тыс. дал). Завод «Тайга» может выпускать «до 150 т кваса за летний период», уточнил главный специалист управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации Хабаровска Вячеслав Козлов. Статистику по объемам рынка реализации кваса в регионе чиновники не ведут. В одной из ведущих сетей продуктового ритейла, имеющей точки во всех крупных городах Хабаровского края, сообщили „Ъ“, что за 2014 год реализовали 92,99 тыс. дал кваса.
Связаться с гендиректором ОАО «Дальпиво» Сергеем Раимовым „Ъ“ не удалось, никто, кроме него, прокомментировать перспективы Heineken от имени предприятия не рискнул. Гендиректор ООО «Тайга» Геннадий Фурсов комментировать планы Heineken наотрез отказался. В филиале «Балтика-Хабаровск» сказали, что компанию «мало волнуют притязания Heineken». «Пиво — приоритетное направление для нашей компании. Завод в Новосибирске справляется с производством безалкогольной продукции, обеспечивая напитками Сибирь и Дальний Восток, расширяться мы не планируем»,— сказала „Ъ“ управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в Дальневосточном регионе ПАО ПК «Балтика» Елена Рыжкова.
Аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин отмечает, что мощность завода «Амур-пиво», по данным самой же Heineken, 2 млн гл, что составляет около 760 тыс. дал. Если предположить недозагруженность мощностей филиала хотя бы на 20%, что «уже превышает среднеотраслевые показатели по региону», то «объем выпуска кваса составит около 150 тыс. дал, что сопоставимо с объемом местного квасного рынка», предполагает эксперт. Источник в отрасли, впрочем, отмечает, что мощности «Амур-пива» после реконструкции 2000 года составляют 5 млн дал в год, сейчас предприятие недозагружено на 25% — порядка 1,5 млн дал, «это и есть резерв для кваса». В то же время, «наличие свободных производственных мощностей еще не гарантирует конкурентоспособность продукции», подчеркивает Тимур Нигматуллин. «Вряд ли производитель быстро сможет завоевать рынок. Скорее всего, компании предстоят существенные маркетинговые расходы на продвижение»,— говорит эксперт.