"Объяснить присутствие "Бука" на линии противостояния с ополченцами невозможно"

В крушении малайзийского Boeing виновата украинская сторона, уверены российские военные эксперты. Такие выводы они сделали на основе фотографий и видеоматериалов из открытых источников. Данная версия вполне имеет право на существование, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM", хотя для полноты картины стоит дождаться версии Голландии, а не России или Украины.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Малайзийский Boeing был сбит над Донбассом ракетой "Бук-М1", пущенной украинскими военными. Таков главный вывод группы российских военных экспертов, отчет которых опубликовала "Новая газета". Для анализа они использовали фото- и видеоматериалы из открытых источников — интернета и предварительного отчета международной комиссии. При этом моделирование повреждений лайнера на стенде предприятия, производящего "Буки", позволило заключить, что пуск ракеты был произведен из района населенного пункта Зарощенское, который 17 июля находился под контролем Киева. Доверять российскому докладу можно как одной из версий трагедии, считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

"Достоверных данных пока нет, нидерландская комиссия молчит, объяснить присутствие зенитно-ракетного комплекса "Бук" на линии противостояния с ополченцами невозможно, потому что у ополченцев нет летательных аппаратов, по которым можно воздействовать при помощи зенитно-ракетного комплекса "Бук-М1". Украинская сторона, мягко говоря, безбожно врет, потому что спутниковые снимки свидетельствуют о том, что они там были именно в момент трагедии, а против украинских самолетов ополченцы работали переносным зенитно-ракетным комплексом "Игла", — рассказал "Коммерсантъ FM" Литовкин.

В Киеве также считают, что лайнер был сбит ракетой класса "земля-воздух". Однако, украинские эксперты уверены, что ракета была выпущена с территории, подконтрольной ДНР. В конце марта полиция Нидерландов на своем официальном портале обнародовала информацию по делу сбитого в Донбассе Boeing. Это версия группы международных следователей, в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. В документе подтверждается версия Киева. В этой ситуации для дискуссий подходит только версия Голландии, а не России или Украины, отметил украинский эксперт по безопасности, военный аналитик Владимир Полевой.

"Основной версией является сбитие ракетой "Бук", которая была запущена с территории подконтрольной сепаратистским силам. Вернемся в июль 2014 года: у вооруженных отрядов на территории контролируемой сепаратистами нет ни одного воздушного судна, никакой угрозы для атаки с воздуха для украинских войск не существует. Вероятность того, что система ПВО Украины получила приказ поразить цель, равняется нулю. Вопрос в том, стоят ли на вооружении Украины комплекты "Бук" – да, стоят. Был ли данный конкретный выстрел осуществлен украинкой стороной — ответ на этот вопрос очевиден — нет", — сообщил Полевой.

Ранее агентсво Reuters нашло свидетелей, которые якобы видели летящую перед крушением малайзийского Boeing ракету. Все ранние видеозаписи, фотографии и рассказы очевидцев указывали на дислокацию "Бука" в день катастрофы лайнера около города Снежное, а затем переброску комплекса в другое место. Точное местоположение "Бука" в момент крушения самолета так и не было подтверждено. Нидерландские эксперты этого и не сделают, так как затягивание расследования выгодно США и Украине, уверен политолог, президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов.

"Boeing сыграл своего рода роль козырного туза, когда США уговаривали Европу перейти к более жестким секторальным санкциям. Задача была выполнена, тот факт, что США – сторона, которая обладает самыми мощными средствами разведки в мире — не предоставляет доказательств, говорит о том, что этих доказательств у них, вероятнее всего, нет. Более того, возможно есть свидетельства аргументов в пользу противоположной версии. Та информация, которая была по мотивам расследования голландского, говорит о том, что они тоже исходят из версии "земля-воздух". Где находилась эта ракета, под чьим контролем находилась территория, с которой был произведен выстрел — при желании следователи всегда могут развести руками", — отметил Ремизов.

Пассажирский самолет Boeing 777, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области, недалеко от поселка Грабово. На борту находились 298 человек, все погибли. Украинские СМИ уже отреагировали на доклад российских экспертов по малайзийскому Boeing. Так, интернет-издание "Апостроф" со ссылкой на обнародованные в июле прошлого года данные СБУО написало, что опубликованные результаты основаны на снимках, фальсифицированных Генштабом России.

Александра Жаркова-Джорджевич

Вся лента