"Явно у мэрии какие-то долгоиграющие планы относительно ВДНХ"
ВДНХ больше не относится к особо охраняемым природным территориям — власти Москвы исключили выставочный центр из состава природно-исторического парка "Останкино". Собеседники "Коммерсантъ FM" называют решение мэрии спорным: лишение ВДНХ охранного статуса спровоцирует массовое строительство коммерческой недвижимости на территории комплекса.
ВДНХ лишили статуса особо охраняемой природной территории. Решение правительства Москвы касается почти всего выставочного комплекса. Речь идет о зоне площадью 200 га. Изменение позволит возводить объекты недвижимости на этом участке. В пресс-службе ВДНХ подчеркнули, что все работы по строительству и реконструкции на этой площади будут возможны по согласованию с мэрией. Статус особой охраняемой территории мешал выставочному комплексу развиваться, отметила заместитель генерального директора ВДНХ Ирина Гордина-Невмержицкая.
"ВДНХ является высокоурбанизированной площадкой: больше 30% у нас — это территории, застроенные капитальными объектами, еще 30% — это дорожно-тропиночная сеть, а ландшафтные, зеленые насаждения составляют оставшиеся 30%. Мы все, что угодно, но точно не парк. Что касается каких-либо опасений в капитальном строительстве, в больших объемах, на ВДНХ разрешено осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства", — рассказала Гордина-Невмержицкая "Коммерсантъ FM".
ВДНХ входит в состав природно-исторического парка "Останкино". Чтобы компенсировать участки, утратившие статус особых охранных территорий, к парку было решено присоединить девять участков в долине реки Яузы площадью 210 га. Это решение властей вызывает множество вопросов, отметила председатель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова.
"Это разрушение единого природно-исторического комплекса. Когда мы создавали эту ООПТ, мы имели в виду, что эта территория должна стать полноценной выставочной зоной с сохранением и планировочной структуры этой территории, и архитектурных объектов, и имеющихся зеленых насаждений, имеющихся лесных участков. Какое отношение долина реки Яузы имеет к природно-историческому комплексу "Останкино", мне не понятно. Эти участки отделены от "Останкино" окружной железной дорогой, а самое главное — от природы в долине реки Яузы осталось мало чего", — уверена Морозова.
По словам руководителя департамента природопользования Москвы Антона Кульбачевского, теперь на территории ВДНХ можно будет возводить храмы, школы, детские сады и медицинские центры. Однако вряд ли строительство будет ограничиваться только этими объектами, считает управляющий партнер консалтинговой компании DNA-Realty Антон Белых.
"Если мэрия хочет там строить только некоммерческие объекты, то она должна это делать за счет городского бюджета, а не рассчитывать на частных инвесторов. А если она хочет там видеть частных инвесторов, что скорее всего, потому что городской бюджет вряд ли сейчас все это потянет, то соответственно там будут появляться и другие объекты, инвесторы просто не пойдут в эту стройку. И сами эти объекты будут не очень востребованы: по ВДНХ в основном гуляют, катаются на велосипедах — зачем там храм и зачем там детский сад? Ведь полно детских садов внутри районов ВДНХ. Зачем для этого забирать территорию ВДНХ? Явно у мэрии какие-то долгоиграющие планы", — подозревает Белых.
Ранее власти Москвы предложили разделить ВДНХ на шесть парков, которые были бы ориентированы на разные группы посетителей.