На нет и рублей нет
На поверку кризис оказался настолько слаб, что на нем можно сэкономить
Не столь глубокое, как опасались власти, падение экономики РФ становится основанием для попыток пересмотра антикризисного плана Белого дома. Вчера стало известно о письме главы Минэкономики Алексея Улюкаева в адрес правительства: он предлагает приостановить дальнейшее финансирование региональных программ по борьбе с безработицей — одного из ключевых пунктов плана борьбы с последствиями кризиса. Сэкономить на этом можно 50 млрд руб., и планы на эти деньги уже в мае не могут не появиться у других правительственных ведомств помимо Минтруда.
Глава Минэкономики Алексей Улюкаев предлагает приостановить финансирование региональных программ по поддержке занятости — ситуация с безработицей в стране не так плоха, как ранее ожидалось. Соответствующее письмо ведомство направило в правительство. Как следует из текста документа, в среднем за первый квартал 2015 года численность безработных, по методологии МОТ, составила 4,4 млн человек, или 5,7% от экономически активного населения. Такие показатели, как отмечает министр экономики, "соответствуют уровню 2013 года и значительно ниже уровня общей безработицы предкризисного периода (первый квартал 2008 года), который составлял 6,9%".
Сейчас, предполагает ведомство, ситуация во многих отраслях экономики существенно лучше, чем в период кризиса 2008-2009 годов, и поэтому предприятия будут стремиться сохранить своих сотрудников. Предоставление субсидий регионам, по мнению господина Улюкаева, может оказаться бессмысленным — с их помощью будут поддерживаться малоэффективные предприятия, будет происходить консервация избыточной занятости и низкопроизводительных рабочих мест.
Согласно пункту 52 принятого в январе 2015 года антикризисного плана Белого дома, общий объем средств на борьбу с безработицей в субъектах может составить "до 52,2 млрд руб.". Пока правительством одобрено финансирование программ в четырех регионах — на это им были выделены 1,87 млрд руб. Их получили Алтайский край ("Алтайвагон"), Татарстан (КамАЗ), Самарская (АвтоВАЗ) и Тверская область (Тверской вагоностроительный завод). Таким образом, "неосвоенными" и предлагаемыми к заморозке остаются более 50 млрд руб.
Как пояснили "Ъ" в пресс-службе Минэкономики, ведомство предлагает приостановить выделение денег новым субъектам РФ до момента выработки критериев и общих подходов к дальнейшему выделению средств, поскольку в отличие от 2008 года, когда безработица за год удвоилась, сейчас жесткой необходимости в крупномасштабном вливании средств в рынок труда не наблюдается. Отметим, что в апреле на расширенной коллегии Минфина глава министерства Антон Силуанов уже заявлял, что сворачивание разовых антикризисных мероприятий (в первую очередь по поддержке занятости) является одним из главных резервов властей в деле оптимизации бюджетных расходов. 21 апреля, выступая с отчетом в Госдуме, глава правительства Дмитрий Медведев отметил, что "ситуация с безработицей могла быть значительно сложнее и хуже", однако, говоря о программах поддержки занятости, пообещал, что "адресные решения будут приниматься и дальше".
Впрочем, в Минэкономики уверяют, что не предлагают закрыть программу и перераспределить эти средства. "Предложение ведомства пока не рассматривалось ни на совещании у вице-премьера, ни в правительстве",— отмечает помощник вице-премьера РФ по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко. В пресс-службе Минтруда "Ъ" также сообщили, что официально к ним от Минэкономики в этой части ничего не поступало. "Региональные программы, прошедшие согласование межведомственной комиссией при Минтруде, направлены на снижение уже существующих рисков увольнения работников прежде всего по крупным производствам в регионах",— сообщили в Минтруде. Кроме четырех одобренных на подходе программы Нижегородской, Калужской, Челябинской, Свердловской областей. Сам Минтруд в течение последнего месяца регулярно заявляет о снижении темпов прироста безработных и о стабилизации ситуации на рынке труда. Из последнего еженедельного отчета ведомства следует, что число официальных безработных начало снижаться (на 0,1%), а на конец апреля уровень официальной безработицы отличался от уровня прошлого года на 0,1 процентного пункта.
"При сохранении нынешних экономических условий пик безработицы составит 5,9%, и, скорее всего, он уже пройден, так что потребность регионов в программах занятости невелика",— отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. По его словам, незначительного прироста безработицы можно ожидать за счет сохранения напряженности на рынке труда в сфере услуг, в других же отраслях работодатели будут сокращать расходы на персонал за счет снижения зарплат и введения на предприятии неполной занятости (подробнее о причинах низкой безработицы см. "Ъ" от 4 апреля).
Понятно, что хотя 50 млрд руб. на программы занятости лишь зарезервированы в бюджете, а не расписаны по получателям, отдать эти деньги на расходы других ведомств социальный блок правительства вряд ли согласится. Если ожидания Минэкономики оправдаются и ситуация на рынке труда действительно не потребует финансирования, вице-премьер Ольга Голодец сможет настаивать на перераспределении этих средств на другие социальные нужды — например, на программу строительства детских садов. "Тех денег, которые правительство пока выделило на эти цели в этом году — 30 млрд руб., может не хватить — в бюджетах прошлого и позапрошлого года ежегодно на их строительство тратилось по 50 млрд",— отмечает источник "Ъ" в социальном блоке. При этом неудивительно, что именно в Минэкономики первыми заинтересовались ненужностью расходов соцблока на 50 млрд руб.— само ведомство с января 2015 года говорит о необходимости поддерживать инфраструктурные госинвестиции. У Минфина есть также очевидная проблема, которую могут решить невостребованные деньги на борьбу с безработицей — экономия Резервного фонда и сокращение госзаимствований 2015 года на покрытие дефицита бюджета. Наверняка у других ведомств уже в ближайшие недели найдутся идеи, как потратить 50 млрд руб.— для лоббистов эти деньги довольно неожиданный подарок при отсутствии традиционных в 2011-2013 годах внеплановых доходов бюджета.