На Венецианской биеннале откроют мечеть
Проект швейцарца Кристофа Бюхеля ждет островных мусульман
8 мая в церкви Санта Мария делла Мизерикордия (район Каннареджо) заработает первая мечеть на островной части Венеции. Это проект известного швейцарского художника Кристофа Бюхеля, известного своими масштабными инсталляциями и неуживчивым характером.
Это лишь отчасти художественный проект: мечеть открывается при участии венецианской мусульманской общины. Местный имам Хамад Махамед в интервью The New York Times подчеркнул важность проекта: «Необходимо показать людям, что такое ислам». На материковой части Венеции в качестве мечети используется большой Центр исламской культуры, но острова на протяжении многих веков обходились без культового сооружения для исповедующих ислам. Между тем помимо мусульман, приезжающих туда на работу, Венецию посещают десятки тысяч туристов из стран Азии.
Мечеть как произведение искусства открывается при поддержке Исландского арт-центра — государственной организации, контролирующей, в частности, павильон Исландии на Венецианской биеннале. Воплощению проекта предшествовали долгие месяцы крайне тяжелых переговоров. Художник долго искал помещение для своего проекта. В церкви, превратившейся в мечеть, службы не проходят уже около 40 лет, а помещением владеет местная фирма, занимающаяся техническим освещением. Городские власти Венеции также запретили вешать на фасад церкви рельеф с надписью «Аллах велик». В интервью NYT Кристоф Бюхель рассказал к тому же о том, что за несколько недель до открытия полиция Венеции обратилась к нему и куратору проекта с запретительным письмом, в котором сообщалось о невозможности постоянного мониторинга мечети, необходимого в свете «тяжелой международной ситуации». Это препятствие художнику тоже удалось обойти.
Мечеть будет работать на протяжении семи месяцев — в сроки, отведенные выставкам Венецианской биеннале современного искусства. К открытию мечети Бюхель также приготовил репринт Корана, выпущенного в Венеции в XVI веке двумя печатниками, рассчитывавшими на турецкий рынок.
Бюхель известен своими инсталляциями, в которых размыта грань между искусством и политическим действием. Скандальную известность он приобрел после судебного разбирательства с Музеем современного искусства в Массачусетсе, где в 2007 году открыли инсталляцию Бюхеля «Тренировочный лагерь демократии». Работа должна была выглядеть как точная копия тренировочного лагеря, обучающего американских солдат действовать в контексте других стран и культур. Бюхель утверждал, что музейщики не следовали его инструкциям и сильно изменили первоначальный проект. Музей обратился в суд и выиграл право на показ неоконченной инсталляции. В 2010 году Федеральный апелляционный суд США признал правоту художника.