Дальний Восток наелся tablet
Продажи гаджетов в регионе удержались на смартфонах
Дальневосточный рынок мобильных устройств оказался под давлением девальвации рубля, а также бюджетных B-брендов, свидетельствует квартальная отчетность ведущих ритейлеров. В новых экономических условиях планшеты не выдержали конкуренции со смартфонами, отметили в «Евросети» и «Связном». По словам аналитиков, уровень среднедушевых доходов все еще оставляет за дальневосточниками статус самых активных покупателей гаджетов в России.
По данным мониторинга «Евросети», продажи телефонов и смартфонов на Дальнем Востоке в первом квартале упали на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении, хотя выросли на 5% в денежном. Об этом сообщили „Ъ“ в дальневосточном филиале компании. Средняя цена мобильного устройства поднялась с 6,7 тыс. руб. до 7,8 тыс. руб., доля ценового сегмента 5-10 тыс. руб. выросла с 29% до 34% в натуральном выражении, в денежном сохранилась на уровне 23%. Стабильным остался спрос на смартфоны свыше 15 тыс. руб., в денежном выражении данный сегмент даже показал рост доли с 51% до 57%. «Это значит, потребитель, выбирающий высокий ценовой сегмент, готов тратить средства на флагманские высокотехнологичные смартфоны»,— отметил управляющий филиалом «Евросети» Дмитрий Бельский.
Еще один тренд — повышенный интерес к фаблетам (fablet), то есть смартфонам с диагональю дисплея от 5,5 дюйма. В первом квартале их доля в продажах поднялась в регионе с 3% до 4% в количественном выражении, с 6% до 9% в денежном. Рынок планшетов (tablet) сократился на 17% в натуральном выражении, на 28% в деньгах, несмотря на то, что средняя цена устройства уменьшилась с 10 тыс. руб до 8,7 тыс. руб. «Во-первых, реплейсмент у планшетов происходит медленнее, чем у смартфонов, во-вторых, наблюдается процесс замещения планшетов фаблетами»,— отмечает Дмитрий Бельский.
По данным «Связного», в первом квартале на Дальнем Востоке продано около 280 тыс. смартфонов (падение на 3%). В Сибири падение в два раза масштабнее — на 7%, как и в стране в целом. «Несмотря на рекордные темпы роста в 2014 году (плюс 49% в штуках), жители региона по-прежнему демонстрируют высокий интерес к „умным“ телефонам»,— говорит директор региона Дальний Восток «Связного» Ильшат Хаметов. В деньгах оборот от продаж смартфонов достиг 2,9 млрд руб. (рост на 6%), ДФО — один из немногих федеральных округов, где показатель вырос. А вот продажи планшетов упали на 23%, до 64 тыс. штук. Аналогичное падение у «соседей» — Сибири и Урала. В деньгах продажи снизились на 30% — до 590 млн руб. «Средняя стоимость планшетов падает — их рынок в России уже практически насыщен. Также нужно понимать, что смартфон является для пользователя „первым экраном“, поэтому необходимость его покупки выше»,— пояснил Ильшат Хаметов.
В то же время снижение среднего чека на планшет в ДФО (он составил 9,2 тыс. руб., что на 1,5-2 тыс. руб. выше, чем в Сибири и на Урале) значительно меньше в сравнении с другими округами — 8%. «Активность пользователей на Дальнем Востоке и внимание к устройствам средних и высоких ценовых сегментов в первом квартале оказалась выше, чем в других округах. В первом квартале каждый 22-й житель ДФО купил себе смартфон, в то время как на Урале это сделал только каждый 35-й»,— говорят в «Связном».
«В последние кварталы рынок планшетов находится под сильным давлением. С одной стороны, для него становится характерно сравнительно редкое обновление модельного ряда. Срок „жизни“ приобретенного устройства более продолжительный, чем у смартфонов. С другой стороны, растет конкуренция со смартфонами, размер экрана которых постепенно увеличивается»,— согласен с выводами ритейлеров аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. С учетом того, что в конце прошлого года реализовался практически весь отложенный спрос на мобильную электронику, рынок будет сокращаться примерно на 20-25% от года к году, слабо реагируя на ценовую конъюнктуру, предположил он. Впрочем, добавил Тимур Нигматуллин, согласно данным Росстата, среднедушевые доходы в ДФО примерно на 10% процентов превышают показатели в среднем по России. Это может значить, что в ближайшее время динамика регионального рынка будет несколько опережать общероссийскую.