Вагоны остановились

НкВЗ близок к банкротству

Попытка вывести ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НкВЗ) из кризиса с помощью привлечения нового инвестора не удалась. Компания, подконтрольная бывшему совладельцу «Сибуглемета» Александру Щукину, вышла из состава акционеров НкВЗ, побыв менее двух месяцев в этом статусе. Еще недавно крупнейшее предприятие машиностроительной отрасли Кемеровской области остановлено из-за отсутствия спроса и денежных средств, работники уведомлены о предстоящем увольнении.

Новокузнецкий вагоностроительный завод, до недавнего времени крупнейшее предприятие машиностроительной отрасли Кузбасса, остановлен из-за отсутствия спроса и денежных средств

Фото: Григорий Котельников, Коммерсантъ

6 апреля на НкВЗ был издан приказ об увольнении персонала в течение трех месяцев «в связи с отсутствием заказов». Об этом „Ъ“ сообщили на заводе. По данным председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Олега Маршалко, сейчас речь идет о необходимости трудоустроить 1 190 сотрудников. «Каждый день работает комиссия, пытаясь решить проблемы каждого работника»,— рассказал он.

ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» создано в 2008 году на базе завода по ремонту металлургического оборудования, выделенного из состава ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» в ходе банкротства последнего. В 2013 году предприятие заняло седьмое место в России по выпуску вагонов — 3,43 тыс. штук. В апреле 2013 года руководство НкВЗ представило премьер-министру Дмитрию Медведеву инновационный полувагон, увеличивающий грузооборот на 6–7%. Согласно отчетности ОАО, выручка предприятия в 2013 году упала на 15,3%, до 6,2 млрд руб., чистая прибыль сократилась в 23,4 раза и составила 4,23 млн руб. Основными владельцами-акционерами НкВЗ являются Юрий Байченко, Андрей Бакай и Евгений Подъяпольский.

Как пояснил господин Подъяпольский, трудности у завода начались в прошлом году, когда спрос на полувагоны, которые используются в основном для перевозки угля, снизился из-за падения угольного рынка. Ситуация резко ухудшилась с началом кризиса осенью прошлого года, когда подорожал металлопрокат и одновременно выросли ставки банковских кредитов. «Покупатели вагонов лишь 15–20% стоимости оплачивают авансом за счет собственных средств, остальное покрывают кредитами»,— отметил совладелец НкВЗ. По его данным, суточная доходность вагона в настоящее время составляет 500 руб., расходы на него — 800 руб.

«Наши клиенты и от продления контрактов, заключенных в 2014 году, отказались, и от заключения новых»,— добавил Евгений Подъяпольский. Между тем, как сообщал „Ъ“, 16 февраля 2015 года на заседании арбитража Кемеровской области по иску ООО «Вагон Трейд СДС» о банкротстве НкВЗ представитель должника Анна Фердерер сообщила, что завод заключил контракты на поставку 3 тыс. вагонов общей стоимостью 8,87 млрд руб. и с получением этих средств рассчитается с заявителем. Заказчика вагонов она не назвала. На заседании 25 марта госпожа Фердерер уверяла суд, что переговоры продолжаются, а поставки начнутся в мае. По данным статистики, производство грузовых вагонов в РФ в 2014 году сократилось по сравнению с 2013-м на 9%. В январе 2015 года оно рухнуло на 60% к показателю января 2014-го.

Очевидно, что на НкВЗ рассчитывали изменить ситуацию с помощью привлечения нового инвестора. В начале марта 2015 года стало известно о том, что 51% акций ОАО НкВЗ приобрело ООО ИФК «Энерго». 99,97% ИФК «Энерго» владеет новосибирское АО «Инвестиционная топливно-энергетическая компания», подконтрольное экс-совладельцу холдинга «Сибуглемет» Александру Щукину. Вчера господин Подъяпольский сообщил, что господин Щукин побыл в качестве владельца завода всего полтора месяца и вышел из состава акционеров, заключив обратную сделку. Получить комментарий экс-совладельца «Сибуглемета» вчера не удалось.Как пояснили в пресс-службе завода, пока ИФК "Энерго" остается в аффилированных лицах предприятия, ведется согласование обратной сделки Кроме того, в середине апреля Евгений Ковтун сменил Евгения Гречуху на посту гендиректора.

В настоящее время на имущество НкВЗ обращено взыскание по залоговым требованиям Сбербанка РФ — основного кредитора предприятия. «Мы прекратили обслуживать его кредиты, так что действия банка вполне логичны»,— признал Евгений Подъяпольский.

Разбирательство по иску ООО «Вагон Трейд СДС» продолжится 19 мая.

Игорь Лавренков, Кемерово