Перерыв на объезд
Генпрокуратуре не понравилась бесплатная альтернатива М4 в Воронежской области
Генпрокуратура выявила нарушения при организации движения в районе платных участков трассы М4 «Дон» в Краснодарском крае и Воронежской области. Как показала проверка, проведенная по запросу депутатов Госдумы, загруженная автомобилями альтернативная платному участку бесплатная дорога проходит через населенные пункты и около «детских учреждений», что угрожает безопасности дорожного движения.
Ситуацию в районе будущего платного участка трассы М4 «Дон» в Краснодарском крае и действующего платного участка в Воронежской области Генеральную прокуратуру попросили проверить депутаты от КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений (ответ первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана есть в распоряжении “Ъ”). Согласно закону «Об автомобильных дорогах», платная трасса может функционировать только в том случае, если существует бесплатный альтернативный объезд. В Краснодарском крае, обнаружила Генпрокуратура, бесплатная альтернатива имеет ряд недостатков: на ряде участков запрещено движение грузовиков с максимальной массой более 8 т, а бесплатная дорога проходит вдоль населенных пунктов, в том числе «вблизи детских учреждений, что с учетом интенсивности движения не способствует безопасности», считают в Генпрокуратуре.
В Воронежской области, как говорят депутаты, существует две проблемы. Первая связана с тем, что через пункт оплаты на платном участке (был открыт 2 февраля 2015 года) приходится проезжать пассажирским автобусам, обслуживающим пригородные районы, предприятия производства и объекты торговли. Бесплатная альтернатива, как и в Краснодарском крае, проходит через город Воронеж. «Надзорным органом предложено Минтрансу рассмотреть вопрос о соблюдении прав граждан при использовании иного платного участка дороги, расположенного в Воронежской области», — сообщает пресс-служба КПРФ.
Отметим, что в 2014 году о похожей проблеме в Липецкой области заявляли депутаты «Справедливой России». Там водители, объезжая платный участок трассы М4 «Дон», забивают транспортом города Задонск и ближайшие села, рассказывала депутат Евдокия Бычкова. Она даже внесла в Госдуму законопроект, запрещающий использовать в качестве бесплатной альтернативы дороги, расположенные в границах селитебных территорий (то есть предназначенных для строительства жилых или общественных зданий) населенных пунктов. В госкомпании «Автодор» тогда заявили “Ъ”, что платная дорога, наоборот, отвела значительную часть трафика от Задонска.
В пресс-службе Минтранса РФ “Ъ” заявили, что уже получили письмо Генпрокуратуры и готовят ответ, а для решения обозначенных проблем на площадке комитета Госдумы РФ по транспорту уже сформирована рабочая группа. «В рамках дальнейшей работы рабочей группы планируется детально проработать вопрос принятия решения об утверждении альтернативных маршрутов движения с учетом позиций всех заинтересованных сторон», — пояснили “Ъ” в министерстве.
В госкомпании «Автодор» (эксплуатирует платные дороги) обратили внимание на то, что действующее законодательство не позволяет госкомпании вводить какие-либо льготы для жителей отдельных регионов. При этом «Автодор» сейчас разрабатывает специальную программу лояльности для автовладельцев, которые пользуются дорогой достаточно часто: при определенном количестве поездок водитель будет получать скидки в случае использования электронных систем оплаты.
Возможный льготный порядок проезда по платному участку для легковых автомобилей, зарегистрированных в Воронежской области, во вторник обсуждался на встрече губернатора Алексея Гордеева с главой «Автодора» Сергеем Кельбахом. Последний пообещал разработать «несколько инструментов, которые позволят в пределах платного участка существенно снизить расходы автомобилистов», но не уточнил, о каких инструментах идет речь.
Уполномоченный по охране окружающей среды при губернаторе Воронежской области Надежда Стороженко полагает «нецелесообразным» само введение на обходе Воронежа платного проезда: «С точки зрения экологии по ряду параметров город не совсем благополучен. Из-за улучшения качества топлива снижается количество выбросов на одну машину, но за счет перераспределения потоков с обхода Воронежа в город экология прилегающих районов ухудшается».
С ней согласен Дмитрий Крутских, председатель Воронежского городского совета руководителей предприятий автомобильного пассажирского транспорта, руководитель ГК «Автолайн»: «Введение платного проезда осложнило и без того непростую транспортную ситуацию в городе. Бесплатный проезд для воронежцев хотя бы немного может смягчить проблему с нехваткой развязок и неразвитостью дорожной сети в городе». А председатель общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов» Николай Киселев полагает, что в Воронеже альтернативного проезда «фактически не существует». «Пункты взимания платы просто поставили на отремонтированную, но построенную много лет назад дорогу, а в качестве альтернативы просто заставили пользоваться уличной сетью Воронежа. По духу закона правильно было бы сделать новую дорогу вдобавок к окружной, как обход Хлевного под Липецком, и уже на ней собирать деньги. А сейчас в городе ухудшилась и экологическая обстановка, и безопасность движения», — резюмировал господин Киселев.