"Девять из десяти фронтовиков остались на полях войны из-за ошибок и преступлений центральной власти"

Николай Сванидзе о значительной роли союзников во время Великой Отечественной войны: "Конечно, это великая победа народов Советского Союза, разумеется, огромную роль сыграла антигитлеровская коалиция в целом, Англия и Соединенные Штаты. Я напомню, чтобы не быть голословным, в 1940 году Англия вела воздушную битву с гитлеровской Германией, битву за Англию, которую она выиграла. Если бы она не выиграла, это бы открыло Гитлеру возможность форсирования Ла-Манша и оккупации Англии. Что было бы дальше — неизвестно, потому что на самом деле Гитлер, так же, как и Наполеон, как любой завоеватель Центральной Европы, всегда воевал с риском оказаться между молотом Советского Союза или России и наковальней Великобритании. И решив одну из этих проблем, он облегчал себе генеральную задачу. В данном случае Гитлеру сделать это не удалось, Британия победила в воздушной битве.

Я напомню, что в это время, в 1940 году, де-факто, де-юре Советский Союз был союзником гитлеровской Германии в соответствии с Пактом Молотова-Риббентропа и его секретными протоколами о разделе Восточной Европы и потом в соответствии с договором о дружбе и границах. Это, к сожалению, тяжелейшая историческая правда. Если бы Америка не оттянула на себя Японию, неизвестно что было бы, смогли бы свежие сибирские дивизии, которые решили исход битвы под Москвой, подойти и спасти Москву или они бы тратили порох, силы, жизни на неравную борьбу с Японией на Дальнем Востоке? Оттянув Японию, Америка очень сильно помогла нам. Не она сама напала на Японию, Япония напала на США, но факт остается фактом. Мы тоже на Германию не нападали, Гитлер напал на нас.

Наконец, я не беру уже помощь со вторым фронтом, я не беру помощь с продуктами, железом, сталью и так далее, но я напомню еще одну вещь. Воздушные атаки на Германию, иногда варварские, со стороны наших союзников решили проблему воздуха. Где-то с 1943 года Советский Союз получил огромное преимущество в воздухе над Германией, потому что были разбомблены авиационные заводы. Помощь союзников была очень велика. Мы отдали неизмеримое количество жертв, неизмеримое. Мы пожертвовали тремя, а, может быть, и больше десятками миллионов наших людей. И вот что мне очень не нравится в нашей нынешней официальной позиции: эти жертвы — это не предмет гордости, это предмет горечи. Гордиться здесь нечем".

О либералах и патриотах: "Я бы не противопоставлял либералов патриотам. Я — либерал, но я, мягко говоря, обижусь на человека, который обвинит меня в отсутствии патриотизма. Кто вам сказал, что либерал — это человек, который не любит родину? Мне не нравится это название лагерей. Я — западник, но я скажу, почему я западник: я считаю, что на Западе работают те институты, которые я бы хотел, чтобы не хуже работали у нас. Я бы хотел, чтобы мы были не хуже Запада в плане эффективности работы наших институтов, в плане эффективности работы нашей экономики, и только поэтому я называю себя западником".

Вся лента