"Украина, Польша, Грузия и Чехия делают все возможное, чтобы предельно дистанцироваться от нас"
Николай Сванидзе об изменении взглядов на историю: "Когда Гжегож Схетына сказал, что Освенцим освободили украинцы — это абсолютная безграмотность, потому что, естественно, независимо от названия фронта, там воевали разные люди. Но здесь нужно понимать, чем это объясняется, хотя это не оправдывает безграмотность этого очень высокопоставленного чиновника. Объясняется это вот чем: что Украина, что Польша, что Грузия, что Казахстан, что Белоруссия, что Чехия, Венгрия — все страны, которые входили в состав Советского Союза или в состав так называемого Социалистического блока, который образовался после войны или лагеря, делают все возможное, чтобы предельно дистанцироваться от нас. Их воспоминания, не о победе, о советской империи просто вызывают у них аллергическую реакцию, понятную, потому что мы, освободив от Гитлера, принесли им собственный диктат.
Об этом, кстати, сказал Путин недавно, когда он сказал, что мы навязывали собственные ценности, это абсолютно правильно. Поэтому мы в их глазах тот спаситель от насильника, который спас девушку, а потом изнасиловал ее сам. И поэтому дожидаться от девушки какой-то вполне определенной благодарности в данном случае не приходится — это первое. И второе, в том, что касается войны, они считают, что они тоже очень пострадали, а те, кто входил в состав Советского Союза, не меньше вложили — и здесь они правы".
О современном отношении к Великой Отечественной войне в Германии: "9% немцев считают, что немцы проиграли войну по результатам Второй мировой войны, а подавляющее большинство, не пугайтесь — не считают, что они выиграли Вторую мировую войну, они считают, что по итогам Второй мировой войны они получили освобождение, они были освобождены от нацизма, от Гитлера. Вот как они считают, потрясающе. Иначе говоря, американский воинский контингент немцев в настоящий момент не пугает".
О развале СССР: "Все врассыпную кинулись, как только появился намек на развал Советского Союза. Все развалилось, на самом деле, не тогда, когда собрались три мужика и выпили, а гораздо раньше. Украина, кстати, ушла во время августовских дней 91-го года. Американцы чего только не делали — Буш торчал в Киеве и говорил: "Ребята, не уходите из СССР" не потому что американцы так любили Советский Союз или они такие добрые, они просто боялись иметь дело сразу с несколькими ядерными державами. Когда развалился СССР, все бросились врассыпную, но врассыпную в сторону Запада, они хотели зонтика, они боялись Советского союза, а потом России. И пока Россия, на их взгляд, вела себя адекватно, никто не боялся, хотя на всякий случай остерегались".