Спасибо папе
Рауль Кастро встретился с папой Римским, чтобы поблагодарить его за помощь в восстановлении отношений с США
Возвращаясь из Москвы, где он участвовал в праздновании 70-летия Победы, президент Кубы Рауль Кастро сделал остановку на Апеннинах. В воскресенье он встретился с папой Франциском, а затем с премьер-министром Италии Маттео Ренци. Несмотря на то, что обе встречи носили частный характер, обозреватели уже называют визит лидера Кубы историческим.
«Встреча папы Франциска и Рауля Кастро носит исключительно личный характер», — сообщил «Ъ» глава пресс-службы Святого престола Федерико Ломбарди накануне визита. Однако о том, что эта аудиенция не укладывается в протокол многочисленных личных аудиенций понтифика, свидетельствовал уже тот факт, что глава римско-католической церкви принял возвращающегося из Москвы кубинского лидера утром в воскресенье, когда подобные встречи не назначаются.
И хотя встреча проходила с глазу на глаз, покидая Апостольский дворец, Рауль Кастро, впервые посетивший Ватикан в качестве президента Кубы, не стал скрывать причины своего визита. «Я поблагодарил папу за его вклад в сближение Кубы с США»,— заявил он журналистам.
Ватикан всегда оставался посредником между Островом свободы и объявившей ему бойкот Америкой. Однако состоявшийся в 1996 году визит Фиделя Кастро в Ватикан, где он встречался с папой Иоанном Павлом II, был в то время сенсацией.
Вместе с тем, как сообщил «Ъ» ватиканский обозреватель Марко Полити, при «латиноамериканском папе», как называют прибывшего из Аргентины папу Франциска, активность Святого престола на этом направлении усилилась. Косвенно об этом свидетельствовало назначение на пост заместителя секретаря Святого престола архиепископа Джованни Анжело Бекчу, бывшего нунция Святого престола на Кубе.
Как пишет Corriere della sera, папа Франциск вел активную переписку с Бараком Обамой и Раулем Кастро и созванивался с ними в основном по гуманитарным вопросам. В частности, как пишут итальянские СМИ, благодаря неоднократным просьбам папы, кубинские власти согласились освободить американца Алана Гросса, осужденного в 2011 году на 15 лет. Его арест являлся одним из главных препятствий для диалога между Кубой и США. Именно за освобождением американца последовал первый с 1961 года телефонный разговор между американским и кубинским лидером.
Однако настоящий прорыв в секретной дипломатии Святого престола произошел еще в прошлом октябре, когда Ватикан стал местом встречи делегации США и Кубы. Именно тогда, как отмечает Corriere della sera, состоялась «историческая», по определению самого папы Франциска, договоренность, увенчавшаяся в апреле рукопожатием Барака Обамы и Рауля Кастро в ходе саммита Америк в Панаме.
Это рукопожатие стало первым шагом к исключению Кубы из списка стран-пособников террористов с последующим выводом ее из-под экономического эмбарго. Известно, что после саммита в Панаме, как американский, так и кубинский президент публично поблагодарили папу Франциска за содействие и посредничество в процессе нормализации отношений.
Как сообщила пресс-служба Святого престола, в ходе продолжавшейся почти час встречи папы и Кастро также обсуждались вопросы прав человека, проблемы эмиграции и бедности. Обсуждались также подробности подготовки запланированного на сентябрь визита папы Франциска на Кубу.
Из Апостольского дворца Рауль Кастро направился в правительственную резиденцию дворец Кижи, где встретился с премьер- министром Италии Маттео Ренци. На состоявшейся по итогам визита пресс- конференции кубинский президент подчеркнул, что Куба попала в черный список США несправедливо, «сама являясь жертвой американцев», и выразил надежду, что 28 мая Сенат США примет решение об исключении страны из черного списка. Рауль Кастро также рассказал, что прилетел в Рим из Москвы, где участвовал в праздновании 70-летия Победы.
Но настоящей сенсацией, во всяком случае для итальянских СМИ, стали слова Рауля Кастро о том, что он внимательно читает все речи и выступления понтифика и настолько разделяет их содержание, что «если он ( понтифик - "Ъ") и впредь будет продолжать ту же линию, я готов вернуться в лоно церкви, несмотря на свое коммунистической прошлое и настоящее».