"Россия уже сейчас в основном демократия"
Милош Земан рассказал "Ъ" о перспективах отмены антироссийских санкций и децентрализации Украины
Санкции Евросоюза против России могут быть сняты до конца года. Такое мнение в интервью корреспондентам "Ъ" КОНСТАНТИНУ ЭГГЕРТУ и АНАТОЛИЮ КУЗИЧЕВУ высказал президент Чехии МИЛОШ ЗЕМАН. Он также допустил, что в ближайшие десятилетия Россия может стать членом ЕС.
— Недавно в интервью The Wall Street Journal вы сказали, что выступаете за ослабление санкций против России, если ситуация на востоке Украины будет улучшаться, и за их ужесточение — если будет ухудшаться. Но до этого вы не раз говорили, что санкции не работают. Нет ли здесь логического противоречия?
— Нет, потому что санкции бывают двух типов. Одни экономические — и это полная бессмыслица. Возьмите Кубу. Американские санкции против нее существовали 50 лет и не уничтожили Кубу. Но есть также санкции политические. Их цель — предотвращение русской оккупации Восточной Украины, именно предотвращение, а не экономическое давление. Но я надеюсь, что ситуация на Восточной Украине, где теперь уже практически не идет гражданская война, удовлетворительна. Я даже добавлю, что санкции можно полностью снять и, может быть, даже до конца этого года. Думаю, что все официальные шаги российских политиков сегодня подтверждают, что никакого вторжения на Восточную Украину не будет.
— Как бы вы охарактеризовали случившееся в Крыму и происходящее на востоке Украины. Это два разных события или одно?
— С точки зрения международного права аннексия Крыма просто незаконна. Но с точки зрения практической политики все сложнее. Мы об этом говорили с немецким президентом Йоахимом Гауком, и он правильно сказал: "Единственная возможность вернуть Крым Украине — это война". А никто в Европе не хочет войны. Ситуацию можно разрешить только политическим, дипломатическим, а не военным путем. По-моему, необходимо полностью выполнить минские договоренности, с этим соглашаются обе стороны конфликта или, если угодно, три стороны.
— А кто третий?
— Третья — Россия, а четвертая — ЕС. Ведь в минских переговорах принимали участие все эти четыре стороны, и это логично. А еще я бы отметил необходимость децентрализации Украины. Им нужно региональное самоуправление по всей стране. Оно существует практически во всех государствах Евросоюза. Это первое. И второе: я публично заявил, что выступаю за нейтралитет Украины. И, между прочим, то же самое говорят Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, и многие другие. Я использовал даже термин "финляндизация Украины", который также до меня использовал Збигнев Бжезинский.
— То есть вы отказываете Украине в том праве, которое есть у Чехии,— быть членом НАТО?
— Украине надо сделать два шага: во-первых, захотеть вступить в элитный клуб под названием НАТО. Во-вторых, другие члены этого клуба единогласно должны согласиться. А этого нет. Не только Франк-Вальтер Штайнмайер, но и Франсуа Олланд сказал, что он против. Но если члены клуба против, то вы не можете в него вступить. В случае Чехии никто из существующих членов НАТО не был против. В этом разница, понятно?
Должен начаться какой-то долгосрочный процесс, который продлится 15-20 лет. Кто знает, может быть, через 20 лет, например, Россия станет членом Евросоюза. Ведь наши экономики взаимно дополняют друг друга. Россия нуждается в современных технологиях, Евросоюз нуждается в энергетических ресурсах.
— Вы употребили словосочетание "элитный клуб". Евросоюз — тоже элитный клуб. Для того чтобы быть членом такого клуба, нужно быть с членами клуба одних взглядов, одной идеологии, одних ценностей?
— Если уж и говорить о какой-то идеологии, то это вера в то, что система парламентской демократии, как сказал Черчилль, очень плохая, но лучше всех других.
— То есть вы считаете, что сейчас Россия в основном демократия?
— Да, Россия уже сейчас в основном демократия. Сравните Сталина с Брежневым. Брежнев был отвратительный человек, но по сравнению со Сталиным это был прогресс. Сравните Путина с Брежневым — это опять шаг к прогрессу. Еще раз повторю: децентрализация и самоуправление очень важны. Решайте все проблемы на том уровне, где у вас больше конкретной информации.
— Есть такая точка зрения, что многие проблемы ЕС решаются, скажем так, издалека. Ваша пикировка с американским послом в Чехии по поводу поездки в Москву подтверждает это? Есть давление?
— Есть, конечно. Это неформальное давление, но то, что сделал американский посол, просто закрыло ему дверь в резиденцию президента в Праге — Пражский Град. Я сделал бы то же самое, если бы посол России мне запрещал поехать в США.