Бэтмен в гостях у Ивана
Анна Сабова погрузилась в мир комиксов на фестивале «КомМиссия»
Пабло Пикассо, как известно, жалел, что так и не научился рисовать комиксы. У участников Международного фестиваля "КомМиссия", который уже 14-й год подряд собирает в Москве лучших отечественных комиксистов и звезд мировой комиксовой культуры, такой проблемы нет
Художник проводит едва заметные линии по приклеенному к столу листу бумаги — на ней проступают тонкие черты женского лица. Опрокидывает на рисунок стакан с водой и начинает втирать ее в бумагу губкой — на белом лице остаются болотные разводы. Толпа удрученно вздыхает. "Никакого волшебства, как и обещал",— довольно произносит франко-белорусский художник Андрей Аринушкин. Через 15 минут чудо все-таки происходит — с листа улыбается акварельный портрет красавицы Кармен.
Мастер-класс Аринушкина — самый драматичный. Остальные художники почти не отрываются от блокнотов и карандашей с ручками, пока очередь за скетчами и автографами смыкается вокруг них плотным кольцом. Знаменитый британский художник Брайан Болланд, который вместе с Аланом Муром работал над образами Бэтмена и Джокера, охотно делится с фанатами впечатлениями от последней экранизации Супермена. "Продюсеры хотели сделать из него Бэтмена, потому что фильмы Нолана были вполне успешными, и приглушили цвета. Но его же костюм стал совсем тусклым! Есть видео с восстановленными цветами — там сразу видно, какой Супермен яркий персонаж! Нельзя делать из одного супергероя другого".
— Кто мой любимый герой во вселенной Бэтмена?! — вещает кто-то в микрофон на другом конце аллеи.— Скажу по секрету: там только один супергерой... Дворецкий Альфред!
Американец Родни Рамос — художник вселенных Marvel и DC --делится мудростью с русскими фанатами и начинающими художниками.
— Хотите знать, как я научился так рисовать? — улыбается Рамос и тут же суровеет: — Практика, практика, практика, сон, сон, практика, практика... Стоп — немного кофе.
— А как же еда? — робкий вопрос из зала.
— Еда-а?! Мы — художники, еда нам не по карману.
По соседству фанаты BD (bande dessinee — дословно "рисованная лента", франко-бельгийские комиксы) обступили молодого человека в очках, который увлеченно рисует в чьем-то блокноте викинга с топором наперевес. Это знаменитый Дамьен Кювилье. Про него говорят, что он в 10 лет бросил школу, чтобы каждую минуту свободного времени и каждый чистый сантиметр тетради отдавать комиксам. Первая же работа Дамьена Кювилье (комикс "В поисках сокровища: история правдивая от начала и до конца") победила на главном европейском смотре комиксов — Ангулемском фестивале. Когда девушка забирает рисунок викинга, Дамьен просит ее нарисовать что-нибудь в ответ. Все-таки главное правило фестиваля — комиксисты учатся друг у друга.
"КомМиссия" — первый в России фестиваль рисованных историй. В 2002 году его организовали художник Хихус (Павел Сухих) и Наталья Монастырева. Уже тогда Павел Сухих свято верил, что "комиксы — это серьезный вид искусства, а вовсе не картинки для дебилов". Фестиваль понадобился, чтобы русские комиксисты наконец-то перезнакомились друг с другом, осознали себя профессиональным сообществом и начали делать первые шаги в карьере. Главная задача фестиваля — поддержка русского комикса, а приз "КомМиссии" — двухнедельная стажировка в Ангулеме с посещением всех площадок фестиваля в январе 2016 года.
История русского комикса началась с рисованных историй об Иване крестьянском сыне и Чудо-Юде, о приключениях Бэтмена в голодном Поволжье, с графических воспоминаний об афганской войне. "Была даже история о том, как Суворов через Альпы ходил,— рассказывает координатор фестиваля Александр Кунин.— Самое смешное, что такие рисованные истории вполне могут привести читателя и к Ключевскому, и к Костомарову, даже если комиксист завел самого Суворова сильно дальше Альп".
Что касается национальной комиксовой школы, то тут, как деликатно выражается Александр Кунин, "наши ребята только ищут свое лицо, заимствуют какие-то особенности у художников всех стран мира". Выбирать в основном приходится из нескольких течений: манга, американский комикс (супергеройский мейнстрим и авторский комикс), франко-бельгийский BD и отчасти скандинавский графический роман в духе реализма.
Зарубежные коллеги начали приезжать на московский фестиваль сравнительно недавно. В этом году в "КомМиссии" участвуют художники уже из 10 стран. И именно они вызывают у посетителей самый большой интерес и собирают толпы поклонников. Но и наши художники не теряют времени даром. Автор из Якутии бодро зазывает гостей к своему столу: "Обмениваю комиксы на что угодно! Только что отдал альбом за кусок отличного сырного пирога!.. Не зря же я летел сюда шесть тысяч километров".
Каждый художник привозит на "КомМиссию" свои истории и свой язык. Барли Барути — бельгийский художник родом из Демократической Республики Конго. В Конго умеют рассказывать и слушать, но мало кто умеет записывать рассказы, поэтому комиксы в Африке не только развлечение, но и способ борьбы с неграмотностью. В Москву Барути привез графический роман "Мадам Ливингстон: Конго, Великая война" (2014). Рассказав, какой Первая мировая была для Африки, он добавляет: "Комиксы как лекарство, которое дают детям: ребенок не съест горькую таблетку, если ее не спрятать во что-то сладкое".
Китайская художница He He Wu (Эно), проведя весь день в Измайловском парке за покупкой моделек русских церквушек, объясняет, как сочетать мангу с искусством традиционной китайской графики. Здесь все просто, говорит она: гроза размывает рисунок зонтика — и золотые рыбки уплывают с него в серую хмарь.
Молодая художница Настя Рожкова из Луганска не любит комментировать свою работу. К истории о двух Иванах — украинце и русском, которых столкнула война, она добавляет только следующее: "Я знаю, что это наивно, но мой комикс — это просто призыв: люди, не надо так делать".
От творческого процесса отвлекают сущие пустяки: то розовые пластмассовые крылья размахом в метр качнутся в толпе, то в другом конце зала над головами проплывут рога на белокурой голове, то у одного из стендов прямо на полу уселся оборотень с хвостом. В день косплея (от costume play — "костюмированная игра".— "О"), когда оживают любимые герои и комиксов, и аниме, и фильмов, действительно лучше смотреть по сторонам.
Дело прошлое
У каждого народа своя комиксовая традиция
Америка. "Предки" комиксов — наскальные рисунки и древние кодексы майя, где в красках расписаны ритуалы, сельскохозяйственные и календарные циклы.
Франция. Здесь историю "рисованных лент" отсчитывают от XI века, когда королева Матильда вышивала знаменитый ковер в городе Байе — 70-метровую историю завоевания Англии ее мужем Вильгельмом Нормандским с краткими комментариями на латыни.
Япония. В Стране восходящего солнца связывают свою комиксовую школу с традицией эмакимоно — горизонтальных свитков из бумаги или шелка до 12 метров в длину, которые с XI века служили иллюстрациями к повестям и романам.
Россия. Русский лубок с его примитивной техникой, лаконизмом изображений и краткими пояснениями — наш пракомикс. Известно, что в 1826 году лубки подвергались цензуре.