Правительство присмотрит за лесом

Оно усилит контроль за лесным комплексом

госрегулирование

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Объем производства в лесном комплексе постепенно растет, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Выпуск основных видов лесобумажной продукции вырос в 2014 году на 1,5-6,2%. Но в секторе остается ряд традиционных проблем, с которыми государству предстоит бороться в 2015 году: недоплата со стороны арендаторов лесов, пожары, вредители и незаконные рубки. Частично их смогут решить уже вступившие в силу и прорабатываемые изменения в лесное законодательство.

Минприроды подвело основные итоги работы российского лесного хозяйства в 2014 году. В 2014 году рост объемов основных видов лесобумажной продукции составил: по фанере клееной — 6,2%, плитам ДСП — 2,4%, плитам ДВП — 1,5%, целлюлозе — 4,1%. В то же время производство пиломатериалов снизилось на 1,3%. На финансирование лесного комплекса, по данным министерства, было направлено 32,4 млрд руб. из федерального бюджета, почти 10 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ и 26,2 млрд руб. из средств арендаторов и иных источников. Государство передало в аренду 236 млн га лесов, в том числе для заготовки древесины 173,9 млн га. Общий объем заготовки в 2014 году составил 202,8 млн кубометров, из них арендаторы произвели 159 млн кубометров древесины.

При этом недоимка по платежам за использование лесов в бюджетную систему составила 8,2 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет 5 млрд руб., в бюджеты субъектов 3,2 млрд руб. На данный момент министерство готовит нормативно-правовую базу, которая обеспечит комплекс мер, направленных на принятие эффективных действий в отношении недобросовестных арендаторов.

Также нарушения были связаны с незаконными рубками леса. За 2014 год государственные инспекторы, чья численность выросла до 18,8 тыс. человек, провели более 22 тыс. проверок. За 2014 год в субъектах РФ зафиксировано 18,4 тыс. случаев незаконных рубок объемом 1,3 млн кубометров. Ущерб оценивается в 10,8 млрд руб. В связи с этими нарушениями наложено 3,2 тыс. административных штрафов на сумму 19,6 млн руб.

Также возбуждено 11,7 тыс. уголовных дел и к уголовной ответственности привлечено около 3 тыс. человек.

При этом в нынешнем году вступает в силу ряд нормативных актов, которые позволят бороться с незаконными вырубками и теневым оборотом древесины. Так, с 1 января функционирует портал ЕГАИС учета древесины, предоставляющий доступ контролирующих органов к просмотру и внесению правоустанавливающей информации о лесопользовании и сделках с древесиной. А с 1 июля вступит в силу норма закона, обязывающая декларировать в системе покупку и продажу необработанной древесины. Это, как считают в правительстве, позволит обеспечить учет всех сделок с древесиной в России, выстроить цепочки перехода права собственности на древесину от делянки в лесу через посредников до переработки или вывоза древесины с территории страны. Также в законодательстве появился новый правовой механизм — мониторинг за воспроизводством лесов. Это позволит получать достоверные сведения о результатах рубок ухода, естественного и искусственного лесовосстановления и заблаговременно принимать адекватные управленческие решения, считают в Минприроды.

Второй крупной проблемой для лесного комплекса стали лесные пожары. По данным Минприроды, в 2014 году возникло около 17 тыс. лесных пожаров на пощади более 3 млн га. Наиболее сложная обстановка отмечалась в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Более 47% лесных пожаров возникло по вине граждан, отмечают в Минприроды. Кроме того, особенностью сезона стало то, что большая часть лесных пожаров возникла в результате сухих гроз в труднодоступных и малонаселенных районах, куда сложно было доставить силы и средства пожаротушения. Площадь таких территорий составила более 2 млн га. В результате действия лесных пожаров на землях лесного фонда сгорело 39,7 млн кубометров леса. Прямой ущерб, нанесенный пожарами, составил 23,8 млрд руб., оценивают в министерстве.

Для предупреждения лесных пожаров правительство внесло изменения в правила противопожарного режима в РФ. В частности, запрещено проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания сухой травы на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса.

В то же время площади леса, уничтоженные вредными организмами, сократились в 2014 году на 17,5%, до 512,9 тыс. га. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в текущем году запланированы в 24 субъектах РФ на общей площади 506 тыс. га. Однако, считают в Минприроды, пока контроль за вредителями остается недостаточным. В министерстве считают, что ситуацию может улучшить уже принятый в первом чтении законопроект, направленный на сокращение сроков лесозащитных мероприятий. Его принятие позволит устранить лишние бюрократические согласования и в несколько раз сократить сроки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Законопроект предусматривает общественный контроль и прозрачность назначения санитарных рубок.

Также в 2015 году планируется развернуть полноценную систему мониторинга за качеством восстановления лесов. "Мы исходим из принципа: сколько срубил, столько же посади и переведи в покрытую лесом площадь. Арендатор должен нести ответственность за качество и конечный результат восстановления леса на вырубленном участке",— говорят в Минприроды. Там напоминают, что год назад принят закон, возвращающий возможность выполнения лесохозяйственных мероприятий региональными бюджетными учреждениями. С момента его вступления в силу в 2014 году более 90% работ по охране, защите и воспроизводству лесов выполняются по государственному заданию. Выполняют эти работы профессиональные организации, а не случайные конторы, которые выиграли конкурс, но не имеют представления, что надо делать, у них нет соответствующей техники, людей и опыта, поясняют в министерстве. Этим же законом с 1 января текущего года на федеральном уровне введен мониторинг воспроизводства лесов. Данная норма позволит обеспечить реальный контроль за результатом, а не за процессом лесовосстановления.

Раньше государство проводило оценку качества выполнения определенного этапа — подготовка почвы, закладка лесных культур, пополнение, агротехнический уход и так далее. В рамках нового мониторинга основным результатом и критерием оценки эффективности лесовосстановления будет уже непосредственно формирование леса, который должен соответствовать определенным параметрам.

Ирина Салова

Вся лента