Автокредиты разъехались с ключевой ставкой
Льготная программа стала дороже для заемщиков
Итоги первого месяца работы госпрограммы льготного автокредитования оказались не слишком блестящими — чуть более 19 тыс. займов. Такими темпами планы Минпромторга по продаже в рамках программы 200 тыс. машин в этом году рискуют провалиться. Одна из проблем может быть в том, что, вопреки снижению ключевой ставки ЦБ стоимость льготных кредитов для заемщиков растет в среднем на 1 п.п.. Впрочем, банкиры говорят о возможном снижении ставок уже к концу мая.
Минпромторг опубликовал данные о ходе реализации программы льготного автокредитования: в банки поступило 105 тыс. заявок на приобретение машин, из них одобрено 57,3 тыс., уже продано более 19 тыс. автомобилей. Всего по состоянию на 3 мая 97 банков заявили о намерении участвовать в программе, в том числе и лидеры на рынке автокредитования: ВТБ 24, Сетелем-банк, Русфинанс-банк, Юникредит-банк и др. Как сообщили "Ъ" в банках, абсолютными лидерами по продажам в рамках программы являются российская Lada и корейские Kia и Hyundai.
В Минпромторге отмечают, что по состоянию на начало мая средняя ставка для заемщика с учетом предоставляемой государством скидки составила 11,23% годовых. Размер скидки составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ. В конце апреля Банк России принял решение о снижении с 5 мая ключевой ставки с 14% до 12,5%. Таким образом, размер субсидии со стороны государства снизился с 9,33 до 8,33 процентного пункта (п. п.).
В то же время максимальные ставки по таким кредитам (до субсидии государства) также привязаны к ключевой ставке ЦБ — они не могут превышать ее более чем на 10 п. п. (то есть теперь 22,5% годовых). Таким образом, со снижением ключевой ставки понизилась на 0,5 п. п. и максимально допустимая ставка для потребителя — с учетом госскидки она не может превышать 14,17% годовых.
Но последствия для заемщиков оказались не столь выгодными. Пока средняя реальная ставка ниже максимально допустимой, банки не стремятся вслед за снижением ключевой ставки понижать и базовые ставки в рамках госпрограммы. Напротив, за счет снижения размера субсидии у ряда игроков льготные автокредиты даже подорожали. Среди таковых ВТБ 24, Юникредит-банк, банки "Уралсиб", "Зенит" и "Глобекс" и ряд других менее крупных.
Глава департамента розничных продаж Юникредит-банка Иван Матвеев признает, что для граждан ставка действительно выросла в среднем на 1 п. п. "Дело в том, что размер субсидии для нас со стороны государства снизился, а удешевления фондирования мы пока за счет снижения ставки не ощутили,— указывает он.— Через какое-то время привлечение средств подешевеет, и только тогда банки снизят ставки". По мнению старшего вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, снижение ставок в рамках программы льготного автокредитования может произойти уже в конце текущего месяца. Снижение ключевой ставки ЦБ пусть не сразу, но должно оказать влияние на стоимость фондирования финансовых организаций, что, в свою очередь, должно привести к снижению конечных ставок для клиентов, указывает директор департамента автокредитования Сетелем-банка Владимир Мартюков.
Ранее представители Минпромторга заявляли, что намерены выдать до конца текущего года 200 тыс. автокредитов. Исходя из апрельских темпов, до конца года эта цифра может оказаться меньше — около 172 тыс. Впрочем, участники рынка не склонны драматизировать ситуацию. "Программа только набирает обороты, так что в следующие месяцы мы ожидаем увеличения выдач, это видно даже по динамике заявок на льготные автокредиты, которые мы получаем,— говорит Алексей Токарев.— В то же время число заявок пока уступает прошлогодней программе, что связано со снижением потребительского спроса в целом". Согласно ожиданиям Ивана Матвеева, выполнить план по выдаче 200 тыс. автокредитов удастся, но говорить о его существенном перевыполнении в текущих рыночных условиях не стоит.
Тем не менее все банкиры сходятся во мнении, что госпрограмма — существенная поддержка автокредитования. По данным агентства Frank research group (FRG), за первые три месяца текущего года (до запуска программы) объем рынка автокредитования сократился на 8,7%, до 851 млрд руб. Более поздние оценки рынка у FRG отсутствуют. "Автокредит с господдержкой подоспел как нельзя кстати,— говорит директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков.— На фоне снижения кредитных продаж в два раза это существенная поддержка как для банков, так и для рынка новых автомобилей". По словам Владимира Мартюкова, с запуском госпрограммы льготного автокредитования рост количества заявок на автокредит только в Сетелем-банке составил более 30%, на госпрограмму приходится более 60% обращений.