Рукописи и картины попали в общий сбор
Топ-менеджер РАО возглавил УПРАВИС
Руководство Российского авторского общества (РАО) берет под свой контроль партнерство УПРАВИС, занимающееся другой сферой авторских отчислений — сборами с перепродажи картин и рукописей. Это новый сегмент рынка, который, по сути, придется создавать с нуля: хотя государственная аккредитация в нем проводится уже много лет, до сих пор стабильных сборов в этой сфере наладить никому не удавалось. Ее участники опасаются, что в результате маржа посредников на "и так еле живом" рынке резко снизится и он "рухнет совсем".
Директором некоммерческого партнерства по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) стал заместитель гендиректора и председателя совета директоров РАО Александр Сухотин, следует из данных Kartoteka.ru. Ранее он также был исполнительным директором Российского союза правообладателей (РСП). Оперативным управлением партнерством занимается первый заместитель директора Кирилл Голенков, уточнили "Ъ" в УПРАВИС. Он также возглавляет Национальное музыкально-профессиональное объединение — представителя Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в Москве и Московской области, говорится на сайте ВОИС.
УПРАВИС наряду с РАО, ВОИС и РСП — организация, аккредитованная на сбор отчислений в разных сферах авторских и смежных прав. Партнерство управляет "правом следования" в отношении картин и авторских рукописей литературных и музыкальных произведений. Это позволяет УПРАВИС претендовать на долю (до 5% в зависимости от суммы сделки) с их перепродажи, которая затем должна распределяться в пользу автора или его наследников. Однако до сих пор УПРАВИС не имело связи с остальными аккредитованными организациями на уровне менеджмента, хотя среди его учредителей Фонд имени Петра Кончаловского, основанный Андреем Кончаловским и Никитой Михалковым, который также возглавляет совет РСП.
УПРАВИС создано в 2006 году, а в декабре 2013 года комиссия Минкульта под руководством замминистра Григория Ивлиева продлила его аккредитацию сразу на десять лет, отметив "положительный опыт работы" действующего на тот момент руководства — Виктора Бурочкина, ставшего директором партнерства в сентябре того же года.
По данным Kartoteka.ru, господин Бурочкин с 2012 года также возглавляет компанию "Русское караоке", одним из учредителей которой значится Александра Ивлиева, чьи фамилия, имя и отчество совпадают с данными дочери господина Ивлиева. Это не единственный случай конфликта интересов в этой сфере, констатирует Анатолий Семенов. Господин Ивлиев вчера не ответил на звонок "Ъ".
Менеджмент РАО, ВОИС и РСП пересекается давно. Например, должности гендиректора РАО и РСП совмещает соучредитель и член правления ВОИС Сергей Федотов. Гендиректор ВОИС Андрей Кричевский, в свою очередь, является первым заместителем гендиректора РСП и зампредом совета директоров РАО. Традиционно наибольшие сборы именно у РАО, собирающего авторские отчисления за публичное исполнение музыкальных произведений и их теле- и радиотрансляции. В 2013 году сборы РАО, согласно отчету, достигли 4,4 млрд руб., выплаты вознаграждения превысили 3,2 млрд руб.
У УПРАВИС же, по словам директора партнерства в 2008-2009 годах Дениса Лукашина, объема сборов даже "не хватало на штат". "РАО будет гораздо проще собирать отчисления, у них самые подготовленные сотрудники",— уверен он. Потенциальные сборы партнерства он оценивает в $1 млн в год. Перед новым менеджментом стоит задача "с нуля сформировать" защиту права следования, которое ранее практически не применялось, признают в УПРАВИС. "Главная проблема в том, что многие продавцы — галереи, художественные салоны, магазины — не знают о необходимости выплаты. Сами авторы также не всегда осведомлены о правах",— поясняет Константин Голенков.
До октября 2014 года Гражданский кодекс предполагал сборы только с публичной перепродажи картин и рукописей, но теперь это могут быть любые сделки с участием посредника, то есть нельзя обойти закон, просто не объявляя об аукционе, указывает омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. По его мнению, УПРАВИС, в частности, сможет собирать отчисления с пополнения музейных фондов. Но права автора действуют 70 лет после его смерти, а российские музеи мало закупают современное искусство, которое в основном поступает в дар, уточнил "Ъ" представитель Эрмитажа. Продажи современных художников и так идут "очень тяжело", а теперь посредникам придется либо работать с меньшей маржинальностью, либо повышать стоимость картин и терять клиентов, опасается ведущий эксперт Российского аукционного дома Светлана Честных. Если УПРАВИС начнет взимать сборы, опасается она, этот рынок "и без того еле живой рухнет совсем".