Большой Уссурийский нагружают по-соседски
Провинция Хэйлунцзян настаивает на создании там грузового пункта пропуска
Секретарь комитета КПК приграничной провинции Хэйлунцзян Ван Сянькуй, ознакомившись с планами России по освоению Большого Уссурийского острова, предложил добиваться создания там не только пассажирского, но и грузового перехода. Он настаивает, что это оживит товарооборот между регионом и Хабаровским краем, который сейчас дает около 20% от суммарного. Власти края дали понять, что не против, но идею, по данным „Ъ“, настороженно восприняли в аппарате полпреда президента в ДФО.
В субботу делегация руководства провинции Хэйлунцзян (КНР) во главе с первым секретарем провинциального комитета КПК Ван Сянькуем посмотрела хабаровский парад в честь 70-летия Победы, а затем отправилась на Большой Уссурийский остров. Объект, согласно межправительственному соглашению, напомним, совместно осваивают обе страны. Проехав через протоку Амурскую по мосту, сданному осенью 2013 года, делегация остановилась в чистом поле — возле большого плаката, иллюстрирующего планы по развитию острова. Там их встречал министр инвестиционной и земельно-имущественной политики края Юрий Чайка.
Ван Сянькуй внимательно выслушал, где и какие объекты намерена строить российская сторона. В декабре прошлого года на правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством премьера Дмитрия Медведева были названы конноспортивный комплекс, порт для туристических судов, духовно-просветительский центр, «окруженный поселением с традиционным русским укладом», дворец боевых искусств, международный центр изучения Амура и агропарк. Господин Чайка перечислил этот же набор, напомнив, что в 2013 году большую часть территории острова затопило из-за паводка. Ван Сянькуй спросил, какой высоты дамба будет защищать остров от повторений ЧС. «Наводнение было на 8 м, дамба — 9 м»,— сказал Юрий Чайка. «А можно посмотреть на месте, доехать туда на машинах?» — продолжал представитель КНР. Ему объяснили, что там погранзона и подъехать нельзя. «Я хотел именно посмотреть»,— огорчился Ван Сянькуй.
Между тем, строить на острове после затопления пока нельзя: поправки в Водный кодекс, принятые в 2013 году, запрещают любое капитальное строительство в зоне потенциального подтопления «без проведения специальных защитных мероприятий». Лишь берегоукрепление «позволит приступить к строительству пункта пропуска» на госгранице, признал господин Чайка. «Правительство Хабаровского края в конце апреля подало заявку на строительство пункта пропуска. Однако для этого необходимо, чтобы его включили в межправительственное соглашение между Россией и КНР»,— сказал Юрий Чайка.
Тема пункта пропуска заинтересовала Ван Сянькуя особо: «А как насчет поставок грузов через остров?» — спросил он. «Проектом предусмотрен только пассажирский пункт пропуска. С развитием территории будем обращаться к нашему правительству, чтобы разрешили и грузовой пункт»,— сказал хабаровский министр. Отметим, что по действующему соглашению перевозка грузов между Россией и Китаем близ Хабаровска возможна в основном через Амур речным транспортом, на период ледостава заменяемым автомобильным. Так работают пункты пропуска в Пашково, Амурзете, Нижнеленинском (Еврейская автономная область), из самого Хабаровска в Фуюань возможно попасть только летом. Автомобильное грузовое сообщение в регионе идет только через переход Покровка—Жаохэ.
Досказать мысль о необходимости налаживания грузопотока через остров китайскому руководителю удалось на встрече с губернатором края Вячеславом Шпортом в тот же день. Проект освоения Большого Уссурийского для властей края — это «приоритет», и сейчас идет оценка того, во сколько обойдется строительство гидротехнических сооружений для защиты острова от паводка, сообщил господин Шпорт. Ван Сянькуй в ответ призвал «вместе обсудить открытие пункта пропуска и пассажирского, и грузового», поскольку «только пассажиропоток не позволит полностью содействовать развитию торгово-экономических отношений между регионами». «И с нашей, и с вашей стороны мы должны активно поработать с центральным правительством»,— отметил он.
Вячеслав Шпорт дал понять, что Хабаровский край поработать готов, но ничего конкретного не пообещал. А вот у китайской стороны, как выяснилось, уже есть конкретные проекты: как в сфере железнодорожного сообщения (см. материал на этой же полосе), так и в сфере автомобильного. Провинция Хэйлунцзян готова выйти на китайский Минтранс с инициативой создания автомобильного пассажирского и грузового маршрута Харбин—Цзямусы—Биробиджан—Хабаровск, заявил Ван Сянькуй.
По данным Дальневосточного таможенного управления, за январь—март из Хабаровского края было экспортировано в КНР продукции на $148,5 млн (52,6% от общего объема вывоза), импортировано в регион из Китая товаров на $21,6 млн (около 22%). Порядка половины товарооборота приходится на провинцию Хэйлунцзян.
Впрочем, до создания на Большом Уссурийском защитных сооружений говорить о пункте пропуска рано. Согласно концепции развития острова, утвержденной еще в 2010 году, в берегоукрепление планировалось вложить не менее 2,26 млрд руб., в сам пункт пропуска — 2,57 млрд руб. Однако эти данные «сейчас корректируются», сказал источник „Ъ“, знакомый с ситуацией.
В Минвостокразвития прокомментировать перспективу выделения средств на освоение Большого Уссурийского вчера до сдачи номера в печать не успели. Связаться с Юрием Чайкой „Ъ“ не удалось — его мобильный не отвечал. Между тем, по данным „Ъ“, 8 мая на совещании с заместителем полпреда президента в ДФО Андреем Мотовиловым и.о. главы хабаровского минтранса Сергей Ивашкин поднял тему строительства на Большом Уссурийском погранперехода, причем именно грузопассажирского, а не просто пассажирского. Источник „Ъ“ говорит, что господин Мотовилов заявил, что целесообразность строительства такого рода объектов нужно рассматривать не с точки зрения потребностей конкретного субъекта, а с точки зрения всего Дальнего Востока. «Каждый субъект хочет иметь грузопассажирские переходы, но рядом с Хабаровском уже есть переход Нижнеленинское—Тунцзян в ЕАО»,— сказал господин Мотовилов.