В челябинских экологах признали своих

Движение «За природу» не будут штрафовать как иностранного агента

Вчера мировой суд Центрального района Челябинска прекратил производство по делу в отношении экологического движения «За природу» по делу о нарушении порядка деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента. По мнению Минюста, организация занималась политической деятельностью, получая финансирование из-за рубежа, не зарегистрировавшись в качестве иностранного агента. Руководитель движения Андрей Талевлин считает, что таким образом на организацию оказывают давление. Суд не нашел в действиях движения состава правонарушения. Сегодня суд рассмотрит аналогичное дело в отношении одноименного фонда.

Руководитель движения «За  природу» Андрей Талевлин удовлетворен решением суда

Фото: Василий Московец, Коммерсантъ

Инициатором административных дел в отношении фонда и движения «За природу» выступило управление Минюста России по Челябинской области. По мнению чиновников, обе организации вели политическую деятельность, получая финансирование из-за рубежа, однако не стали писать заявление о включении себя в реестр иностранных агентов, тем самым нарушив порядок деятельности НКО (ст.19.34 КоАП). Официально в реестр иностранных агентов фонд и движение «За природу» были включены Министерством юстиции РФ в марте. По итогам проверки организаций, ведомство установило, что фонд получал иностранное финансирование и «осуществлял политическую деятельность», финансируя движение. Политическая деятельность самого движения заключалась в «распространении своих оценок принимаемых госорганами решений и проводимой ими политики, а также в формировании общественного мнения, направленного на изменение проводимой ими государственной политики». За то, что организации не встали на учет добровольно, каждой из них грозил штраф 300–500 тыс. рублей.

В ходе процесса истец не смог предоставить документов, подтверждающих факт финансирования движения фондом, а также копию решения Минюста о включении организаций в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. В результате суд принял решение о прекращении делопроизводства в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Сегодня суд рассмотрит аналогичное дело в отношении фонда.

По словам руководителя движения Андрея Талевлина, у движения как организации нет даже расчетного счета для получения финансирования, а фонд, на постоянной основе сотрудничающий с Норвежским обществом охраны природы, не ведет политической деятельности. «При этом благотворительность и защита окружающей среды не являются политической деятельностью — это прямо указано в законе. Я считаю, что на фонд оказывается давление. Мы постоянно проходим суды и не можем заниматься своей основной работой», — пояснил господин Талевлин. По его мнению, причиной давления послужило участие организации в мероприятиях, направленных против строительства Томинского ГОКа (проект РМК). Уточнить позицию челябинского управления Минюста вчера не удалось.

НКО готовится к оспариванию решения о внесении в список иностранных агентов. В УрФО соответствующие прецеденты уже были: в 2013 году екатеринбургская правозащитная организация «Информационно-просветительский центр „Мемориал”» выиграла суд у прокуратуры.

«Изначально поправка в законодательстве появилась как рычаг воздействия на общественные организации, многие из которых пользовались возможностями получения зарубежных грантов, — отмечает политолог Александр Пирогов. — Она позволила достаточно успешно устраивать различные препоны тем, кто от финансирования не отказался. В результате в Челябинской области мы получили показательный пример того, что может произойти, когда интересы общественников вступают в противоречие с интересами государства и бизнеса». По мнению эксперта, даже если организациям удастся добиться исключения из списка иностранных агентов, это не помешает включить их в какой-нибудь другой список «неблагонадежных организаций».

Дмитрий Комаров

Другие материалы по теме «Судебное производство»



Вся лента