Лизинг пересядет на автомобили и тракторы
Лизингодатели надеются на госпрограммы и реализацию крупных федеральных проектов
Ситуация на рынке лизинга в первом квартале 2015 года оказалась лучше, чем обещали пессимистические прогнозы конца 2014 года. И хотя в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга наблюдается серьезное падение спроса, лизинг легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта демонстрирует стабильный рост. Позитивные ожидания рынка связаны и с лизингом сельскохозяйственной техники, который крайне актуален для юга России.
Кризис как катализатор
Участники рынка лизинга отмечают, что по итогам 2014 года его объем сократился на 10% по сравнению с прошлым годом. В числе внешних факторов, вызвавших резкое сокращение, называют рост стоимости фондирования, а также снижение курса национальной валюты и связанное с ним удорожание импортной техники для отечественного потребителя.
Так, по словам управляющего директора ООО «Райффайзен Лизинг» Галины Майер, у лизингополучателей, имеющих валютные обязательства, кредитная нагрузка увеличилась в разы. Несколько сгладило ситуацию то, что процентные ставки в валюте существенно ниже рублевых ставок. Президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев добавляет, что серьезным внутренним вызовом для российских лизингодателей стало ухудшение финансового состояния клиентов и повышение требований банков к лизинговым компаниям. Ольга Старкова, начальник департамента корпоративного кредитования банка «Возрождение», отмечает также рост проблемной задолженности по лизинговым платежам.
При этом эксперты уточняют, что сокращение рынка в конце 2014 года стало резким, но не неожиданным. В целом для российского рынка лизинга характерно некоторое сжатие, этот процесс происходит уже в течение двух предыдущих лет. Просто до недавнего времени он был более плавным. Например, в 2013 году рынок сократился на 5,8%.
Таким образом, кризис послужил своего рода катализатором, вскрывшим слабые стороны отечественного рынка лизинга, главная из которых — зависимость от курса валюты и ориентированность на продукцию западных производителей. Но, как подчеркивают эксперты, это не столько минусы собственно рынка лизинга, сколько общие проблемы отечественной экономики.
Смена фаворитов
Наибольшее снижение показал сегмент авиализинга. Это направление больше других зависит от сотрудничества с западными партнерами, отношения с которыми до сих пор остаются напряженными. «Падение объемов авиаперевозок и изменившиеся условия сотрудничества с иностранными авиапроизводителями (в том числе вследствие санкций) привели к пересмотру крупнейшими игроками отрасли своих планов по обновлению флота»,— комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг».
Еще один аутсайдер 2014 года — лизинг железнодорожного транспорта. Причиной снижения спроса Андрей Коноплев называет несоответствие размеров лизинговых платежей и доходности железнодорожных перевозок. Ситуацию не спасает даже то, что маржа в сегменте лизинга железнодорожного транспорта одна из самых низких — в среднем 1,5%.
Уязвимость этих сегментов эксперты связывают с их импортозависимостью. Лизингодатели, ссылаясь на мнение своих клиентов, констатируют, что, если бы на рынке существовал «рублевый» самолет класса Ил-114, он существенно поднял бы спрос. То же самое и с вагонным парком. Тихвинский вагоностроительный завод сегодня не может закрыть весь спрос в силу ограниченных объемов производства.
А вот автолизинг и лизинг сельскохозяйственной техники, напротив, набирают обороты. Эксперты компании CARCADE говорят о росте в сегменте лизинга автотранспорта в 2014 году. По их словам, лизинг легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в течение 2014 года демонстрировал стабильный рост, даже несмотря на негативную динамику российского рынка автопродаж. Так, доля лизинговых продаж автомобилей в компании по итогам 2013 года составила 2,7%, а на конец 2014 года увеличилась до 3,3%.
«На фоне снижения продаж автомобилей в среднем на 30% наблюдается интерес к лизингу у тех клиентов, которые ранее приобретали технику за собственные средства»,— поясняет ситуацию Андрей Коноплев. Эксперт добавляет, что с начала года в «ВТБ Лизинге» наблюдается увеличение количества лизинговых сделок, в январе их число выросло на 45% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом отмечается перераспределение спроса покупателей в сторону продукции отечественных производителей и вторичного рынка автомобилей.
Еще один устойчивый сегмент — лизинг сельхозтехники. На юге России, где традиционно силен удельный вес агробизнеса, спрос на сельхозтехнику остается стабильным. «Несмотря на очевидные негативные явления в экономике, мы не наблюдаем существенного спада активности на рынке агролизинга. Юг России был и остается драйвером сельскохозяйственной отрасли, активность проявляют как средние и небольшие хозяйства, так и крупные агрохолдинги. C ноября-декабря мы наблюдали всплеск спроса на лизинговые продукты в ЮФО на волне роста цен (зерновые и масличные культуры), связанный с опасениями насчет дальнейшей девальвации»,— комментирует Евгений Асташкин, коммерческий директор AGCO Finance в России. Эксперт отмечает, что кризис в определенной степени, так же, как и в автолизинге, стал стимулом для ряда сельхозпроизводителей к заключению договоров лизинга. «Еще одной тенденцией является появление целого сегмента клиентов, которые планировали приобретать технику за счет собственных средств, но в условиях ограниченности оборотного капитала предпочли обратиться за помощью к лизинговой компании»,— считает он.
Влияние кризиса
По примеру банков, лизинговые компании ужесточают требования к клиентам. «Повысившиеся за последний год риски заставили лизинговые компании во многом пересмотреть свою политику в отношении оценки клиентов,— комментирует генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов.— Многие лизингодатели скорректировали финансовые условия предложений, а условия погашения ежемесячных платежей стали менее вариативными». «Лизинговые компании стали уделять больше внимания таким факторам, как общая кредитная история потенциального лизингополучателя, его поведение в кризис 2008–2009 годов, диверсифицированность клиентской базы, качество текущей дебиторской задолженности его покупателей, сроки погашения привлеченных банковских кредитов, а также общие макроэкономические перспективы сегмента, в котором клиент осуществляет свою деятельность»,— уточняет Дмитрий Шабалин, генеральный директор ЗАО «Интеза Лизинг».
Эксперты сходятся во мнении, что в сложившейся ситуации на рынке наблюдается дефицит качественных заемщиков. Однако у компаний с прозрачным бизнесом, положительной кредитной историей и стажем на рынке не менее года шанс заключить лизинговый договор по-прежнему довольно высок, подчеркивает Ольга Старкова.
По словам Галины Майер, учитывая сложности с курсами валют, лизингодатели ограничивают заключение валютных договоров. В этом их позиция зачастую совпадает с позицией лизингополучателей. «Проводя собственный анализ рынка, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества запросов на отечественную технику. В первую очередь это связано с заметным подорожанием импортной техники и техники, которая собирается в России из преимущественно импортных комплектующих»,— комментирует Евгений Асташкин. Ольга Старкова подтверждает, что из-за влияния санкций и изменения курсов основных валют по отношению к рублю в текущем году сохраняется тенденция к уменьшению числа сделок по приобретению импортного оборудования. «Спрос предпринимателей смещается в сторону отечественной продукции и б/у предметов лизинга. Из-за общего падения продаж транспортных средств и спецтехники увеличивается доля взятого в лизинг оборудования. Такая тенденция наблюдается в основном в тех отраслях, которые выигрывают от снижения объемов импорта в Россию»,— комментирует Дмитрий Шабалин.
Надежды и опасения
По словам Алексея Смирнова, сейчас лизинговый рынок постепенно оправляется после событий конца 2014 года, но говорить о полном восстановлении еще очень рано.
На юге России лизингодатели связывают свои надежды на постепенное восстановление рынка с реализацией крупных государственных проектов. Во-первых, это подготовка к Мировому чемпионату по футболу и связанное с ней активное строительство. Ожидается некоторый рост продаж дорожно-строительных машин и оборудования. Во-вторых, строительство объектов инфраструктуры Крыма также может позитивно повлиять на рынок лизинга.
Определенную роль сыграет курс государства на модернизацию и импортозамещение.
«Несмотря на то, что большинство предпринимателей сейчас воздерживается от расширения производственных мощностей, необходимость приобретать основные средства для замены и модернизации остается. Поэтому лизинговые компании продолжают заключать новые сделки»,— комментирует Дмитрий Шабалин. Кроме того, затянувшаяся политика санкций со стороны западных партнеров, которые являются основными экспортерами оборудования и техники, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей, уверены эксперты. Определенную роль в стабилизации рынка лизинга может сыграть и господдержка.
«На данный момент основной мерой поддержки, которая повлияла на деятельность наших клиентов, является решение правительства о субсидировании ставки по краткосрочным кредитам для аграриев в размере 14,6%. Это решение было принято своевременно, в начале февраля, и позволило фермерам реализовать свои планы по проведению весенне-полевых работ: закупить необходимые семена, удобрения и ГСМ»,— поясняет Евгений Асташкин.
Еще одной тенденцией наступившего года может стать сокращение числа игроков рынка. «Есть большая вероятность того, что некоторые лизингодатели вынуждены будут уйти с рынка,— это закономерность прохождения кризисных периодов любой отраслью, и лизинг тут не исключение. Причины ухода могут быть различными: сложности с выполнением взятых на себя кредитных обязательств, поражение в ценовой и продуктовой конкуренции, критический уровень просроченной задолженности в лизинговом портфеле и другие»,— прогнозирует Алексей Смирнов. Это приведет к еще большей концентрации бизнеса в руках крупных игроков.