Льготы уходят на запад
Минэкономики хочет создать в Калининграде территорию опережающего развития
Новая территория опережающего развития (ТОР) может появиться в Калининградской области с 1 апреля 2016 года, когда резиденты действующей особой экономической зоны (ОЭЗ) анклава утратят право на освобождение от уплаты вывозных пошлин. Поправки в закон о ТОР, разрешающий их создание только на Дальнем Востоке, подготовило Минэкономики. По ним льготы в рамках ТОР добавятся к преференциям ОЭЗ, но, по мнению властей региона и экспертов, компенсировать выгоды особого таможенного режима ТОР в Калининграде не смогут.
Минэкономики предлагает разрешить создание ТОР в Калининградской области с 1 апреля 2016 года, когда для анклава прекратят действовать таможенные льготы. Поправки в закон о ТОР, предназначенный для форсированного развития Дальнего Востока, опубликованы министерством. Сейчас закон предусматривает, что в течение трех лет ТОР могут создаваться только на Дальнем Востоке и в депрессивных моногородах и не могут — на территории ОЭЗ, как и ОЭЗ не может входить в состав ТОР. В ТОР действует режим свободной таможенной зоны, но иностранная продукция и товары, изготовленные с использованием импортных комплектующих или товаров Таможенного союза, ввезенные без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри зоны. Для резидентов ТОР предусмотрены освобождение от земельного налога и налога на имущество, льготные арендные ставки на имущество управляющих компаний и приоритетное присоединение к инфраструктуре.
Минэкономики предлагает сделать для Калининградской области исключение: согласно поправкам, с 1 апреля 2016 года на территории Калининградской ОЭЗ допускается создание ТОР. Как пояснили "Ъ" в министерстве, преференции ТОР добавятся к действующим льготам Калининградской ОЭЗ — они будут действовать одновременно.
Калининградская область получила статус свободной экономической зоны в 1991 году, а ОЭЗ — в 1996 году. В апреле 2006 года вступил в силу закон об ОЭЗ в Калининградской области (ФЗ-16), предусматривающий налоговые льготы, а также режим свободной таможенной зоны. По нему в первые шесть лет резиденты ОЭЗ получают освобождение от налогов на прибыль и имущество организаций, с седьмого по 12-й год платят лишь половину ставки (по общему правилу 20% и не более 2,2% соответственно). Однако с 1 апреля 2016 года в связи с обязательствами РФ перед ВТО беспошлинный вывоз на рынок Таможенного союза продукции, переработанной с использованием импортных товаров на территории ОЭЗ, прекращается. Согласно госпрограмме "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", "проблема 2016 года" может обернуться снижением валового регионального продукта на 15,9% и сокращением более 47 тыс. рабочих мест.
По оценкам правительства, таможенными льготами в Калининграде пользуется около 100 резидентов ОЭЗ и 785 предприятий. "Здесь формируются около четверти валового регионального продукта Калининградской области и основная часть налоговых поступлений",— сообщил Дмитрий Медведев на заседании комиссии по вопросам развития Калининградской области 24 марта. По итогам этого совещания правительство и поручило Минэкономики подготовить проект о распространении режима ТОР на территорию анклава с 1 апреля 2016 года. Проект должен быть внесен в правительство до 24 июля текущего года.
В правительстве Калининградской области, совместно с которым и разрабатывался проект поправок, надеются, что резиденты смогут воспользоваться как льготами ОЭЗ, так и ТОР. "Чем больше форм поддержки, тем лучше",— говорит источник "Ъ" в региональном правительстве: ситуация в области не лучше, чем в регионах Дальнего Востока. При этом о компенсации выгод от беспошлинного вывоза продукции речь не идет — здесь "остается полагаться на субсидии, в том числе по перевозкам", говорит собеседник "Ъ". Напомним, год назад потребность в федеральной помощи в области оценивали в 60 млрд руб. в год.
Оценить экономический эффект от создания новой ТОР затруднились как разработчики проекта, так и опрошенные "Ъ" эксперты. "Проще было бы доработать ОЭЗ, нежели учреждать новую ТОР в Калининградской области",— полагает исполнительный директор Института экономической политики имени Егора Гайдара Сергей Приходько. По его словам, действие таможенных преференций изначально было ограничено десятилетним периодом, и компаниям, которые не смогли адаптироваться к их отмене, новые льготы не помогут: прежний режим был гораздо выгоднее.