Бунт ударил по «активу»
Более 20 заключенных пострадали во время акции неповиновения в салаватской ИК-2
Следственные органы в Башкирии начали расследование обстоятельств беспорядков, происшедших в минувшее воскресенье в исправительной колонии №2 строгого режима в Салавате. В ходе бунта, зачинщиками которого считаются 12 человек, были избиты более 20 так называемых активистов — заключенных, сотрудничающих с администрацией. Инициаторы акции неповиновения требовали послаблений в условиях содержания. По мнению правозащитников, акция могла быть организована за пределами колонии.
Следственный отдел по городу Салавату СКР возбудил два уголовных дела в связи с возникшим 10 мая бунтом в исправительной колонии строгого режима ИК-2. Там содержатся около 1,2 тыс. осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, отбывающих наказание впервые. В событиях того дня следователи СК усмотрели призывы к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК РФ) и дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ч. 1 ст. 321 УК РФ). Уголовные дела объединены в одно производство, сообщили „Ъ“ в СКР.
По предварительным данным следствия, утром в минувшее воскресенье более ста осужденных, позавтракав, отказались исполнить требование администрации выйти на работу. Вместо этого они, судя по всему договорившись заранее, двинулись на плац, по пути вступив в драку с 23 местными активистами. Часть бунтовщиков осталась на плацу, другая забаррикадировалась в одном из бараков, где начала бить стекла и крушить мебель. Небольшая группа осужденных залезла на крышу здания и развернула транспарант «Просим прекратить беспредел!». Акция неповиновения длилась до семи вечера. За это время к колонии был стянут спецназ УФСИНа, но его вмешательство не потребовалось. Как сообщают в пресс-службе управления ФСИН, конфликт удалось погасить путем «разъяснительной работы». Ее с заключенными провели прибывший в колонию прокурор республики Андрей Назаров и начальник УФСИН Виктор Шалыгин.
При личной встрече прокурору республики, в частности, были лично переданы жалобы около 40 участников бунта на условия содержания в колонии. «Кто-то указал, что хочет получать больше посылок, кто-то — свиданий. Есть жалобы на низкую оплату труда и превышение служебных полномочий оперативными работниками колонии»,— рассказал вчера „Ъ“ председатель региональной Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК) Олег Галин. По сообщению пресс-службы УФСИН, «значительная часть заявлений осужденных относятся к давно прошедшему времени — 2010–2014 годам, а жалоб, относящихся к 2015 году, немного».
Следствие считает зачинщиками бунта 12 осужденных, а главным — 30-летнего жителя Ставропольского края, отбывающего срок в 18 лет в том числе за разбой, бандитизм и хищение оружия. У пострадавших медики позже диагностировали различные увечья — от ушибов до переломов костей. Несколько человек были госпитализированы в лазарет. По мнению правозащитников, бунт мог быть спланирован за пределами колонии. «В колонии содержатся „первоходки”, у которых опыта организации таких бунтов нет, их главная задача там — обеспечить себе безопасность»,— отметил Олег Галин. Полную картину происшедшего должно установить следствие совместно с прибывшей в Салават комиссией центрального аппарата ФСИН РФ.
По словам члена ОНК Альмиры Жуковой, в комиссию систематически поступают жалобы из ИК-2. «Родственники осужденных сообщают, что в колонии действует команда активистов, которые могут избить того, что осмеливается высказать свою точку зрения администрации или написать жалобу. Это и могло стать поводом для действий осужденных»,— полагает она. Для изучения ситуации в Салават должен приехать правозащитник, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин, добавила госпожа Жукова.