Астраханца завербовали в колонию
Дело о российских наемниках в ИГИЛ дошло до Верховного суда
20 мая Верховный суд РФ рассмотрит апелляционное дело по иску Зелимхана Шапаева, осужденного Астраханским облсудом в марте текущего года по ч. 1 ст. 359 УК РФ («Наемничество»). Ранее первая инстанция сочла Шапаева виновным в вербовке группы наемников, которые в 2013 году выехали в Сирию для участия в военных действиях на стороне боевиков ИГИЛ. Осужденный считает приговор необоснованным.
В 2013 году стало известно, что двое уроженцев России — выходец из Астрахани Шамиль Измайлов (называющий себя «Абу Ханиф») и уроженец Дагестана Магомед Абдурахманов («Абу Банат») — захватили сирийскую деревню Машхад Рухин в горной местности к западу от г. Алеппо на границе с Турцией. По данным российских силовых структур, Измайлов и Абдурахманов создали деревне «независимый халифат», где ими было введено автономное управление и нормы шариата.
Как выяснилось позднее, Шамиль Измайлов был не единственным астраханцем, принимавшим участие в военных действиях на стороне сирийской оппозиции. Вместе с ним на Ближний Восток отбыл его брат Арсен Измайлов («Абу Дауд»). Более того, Шамиль Измайлов через социальные сети предпринимал попытки привлечь российских граждан к финансированию деятельности боевиков на территории Сирии, а также к непосредственному участию в «джихаде» (за что в его отношении возбуждено дело о нарушении ч. 1 ст. 205.1 УК РФ — «Содействие террористической деятельности»).
В связи с этим силовики начали проработку круга знакомых Шамиля Измайлова. В том же году оперативникам УФСБ удалось обнаружить одного из сторонников братьев Измайловых — жителя Астраханской области Зелимхана Шапаева, который занимался вербовкой добровольцев для поездки в Сирию.
В ходе допроса Зелимхан Шапаев показал, что знаком с «Абу Даудом» с 2009 года и до недавнего времени общался с ним через скайп — в основном на религиозные темы. В тексте протокола допроса, который оказался в распоряжении „Ъ“, со слов Шапаева сообщается:
«Шамиль Измайлов возглавляет вооруженное формирование „Джамаат Абу Ханифа“, входящего в состав вооруженного формирования „Даулятуль Исламия Филь Ирак Ва Шам“ — „Исламское Государство в Ираке и Шаме“ (Шам — арабское название Леванта. — „Ъ“). Его брат Арсен — рядовой боевик. Он неоднократно приглашал меня на территорию Сирии. В период с марта по июнь 2013 года, по договоренности с братьями Измайловыми, находящимися на территории Сирии, я склонил своих друзей детства Рахима У., Талгата И., а также знакомого Хаирлы Б. — к выезду в Сирию для вступления в ряды вышеуказанного незаконного вооруженного формирования „Джамаат Абу Ханифа“, дислоцирующегося в населенном пункте Шейх Сулейман в целях участия в его составе в боевых действиях против правительственных сил. За это я пообещал им материальное вознаграждение в сумме около $2 000 в месяц. Также я пояснил им, что все транспортные расходы, связанные с покупкой авиабилетов и оплатой других видов транспорта по пути следования в Сирийскую Арабскую Республику, а также расходы, связанные с их проживанием и питанием в этот период, я оплачу лично».
Зелимхан Шапаев сообщил любопытные подробности поездки: как встречался со связным в одном из торговых центров Москвы, как ехал с завербованными товарищами в Стамбул, а затем в город Хатай на границе с Сирией, как ждал возможности для транспортировки в одной из конспиративных квартир и как пересекал границу в карете «скорой помощи», кому какое было выдано оружие…
«По нашим предположениям, Зелимхан Шапаев завербовал гораздо больше добровольцев, чем сообщил первоначально. По нашим данным — порядка 10 человек из его окружения предпринимали попытки выехать в САР для участия в военных действиях на стороне ИГИЛ или же действительно выехали. Что касается упомянутых при допросе троих завербованных, то все они довольно быстро — уже к осени 2013 года — вернулись в Астрахань. При этом следует понимать, что подобные „турпоездки“ не проходят для них даром: каждого такого „джихадиста“ по возвращении в Россию ждут уголовные дела. Например, упомянутый Талгат И. (Иманкулов. — „Ъ“) в настоящее время отбывает наказание в исправительной колонии по ч. 1 ст. 222 УК РФ („Незаконное хранение оружия“). Примечательно, что сам Зелимхан Шапаев не пробыл в Сирии и месяца. Другие задержанные также рассказывают, что по прибытии в Сирию их постигло разочарование: реальная война далека от романтических рассказов о „священном джихаде”», — рассказал оперативник, знакомый с ходом следствия.
4 марта 2015 года суд приговорил Зелимхана Шапаева к пяти годам колонии общего режима за нарушение ч. 1 ст. 359 УК РФ («Наемничество»). Как пояснил источник, близкий к следствию, сам осужденный приговором недоволен: взамен на активное сотрудничество со следствием он рассчитывал получить условный срок. Он попытался оспорить приговор, подав жалобу в Верховный суд РФ. Рассмотрение иска назначено на 20 мая.