"Кристалл-Лефортово" с третьим будет
Производитель водки приобретает еще один завод в России
Один из крупнейших российских производителей водки "Кристалл-Лефортово" покупает на Алтае Иткульский спиртзавод: компания уже получила почти 25% акций предприятия и готова приступить к выпуску на нем своих брендов. Приобретение позволит "Кристалл-Лефортово", для которой это уже третье собственное предприятие, не только упрочить свои позиции за Уралом, но и самостоятельно обеспечивать себя спиртом.
Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство ЗАО "Управляющая компания "Кристалл-Лефортово"" на приобретение до 27% обыкновенных акций в ОАО "Иткульский спиртзавод" (Алтайский край). Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", в настоящее время "Кристалл-Лефортово" уже принадлежит 23,99% спиртзавода. Остальными акционерами компании указаны ООО "Проммаркет" (27%) и физические лица, среди которых гендиректор предприятия Виктор Сурков (1,96%).
Продавцом доли, которую купила "Кристалл-Лефортово", могли выступить структуры владельца Coalco Василия Анисимова — ООО "Диалог", "Комед", "ПЛФ-Системс". Именно они в 2009 году приобрели 51% Иткульского спиртзавода в числе контрольных пакетов акций других десяти предприятий, принадлежащих ФГУП "Росспиртпром". Сейчас указанных ООО в составе учредителей спиртзавода не значится.
Гендиректор "Кристалл-Лефортово" Виктор Алексеев комментировать приобретение компанией доли в Иткульском спиртзаводе не стал. Три участника рынка уточняют, что "Кристалл-Лефортово" планировала приобрести все 100% спиртзавода. По данным одного из них, предприятие было оценено в 1,2-1,5 млрд руб. Это сопоставимо с выручкой Иткульского спиртзавода — в 2013 году она составила 920,3 млн руб. (чистая прибыль — 104 млн руб.).
Источник, близкий к одной из сторон сделки, сказал "Ъ", что на данный момент консолидация алтайского предприятия "Кристалл-Лефортово" не завершена. Между тем московская компания уже готовится начать разлив на Иткульском спиртзаводе своих марок, о чем свидетельствуют материалы Роспатента: 6 мая "Кристалл-Лефортово" заключила со спиртзаводом пятилетние лицензионные соглашения, позволяющие последнему выпускать водочные бренды "Праздничная", "Посольская", "Зимняя дорога".
Сейчас алтайское предприятие производит локальные водки "Иткульская особая", "Бодрящая", Surkoff, по контракту с голландской Marussia Beverages — водку "Мамонт". В 2014 году, по данным Росстата, Иткульский спиртзавод произвел 0,8 млн дал водки (1,2% от общего объема, выпущенного в России) и 0,7 млн дал спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (1,7%). У спиртзавода многолетняя всероссийская известность и хорошая репутация производителя качественной продукции, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. "Неслучайно в свое время французская Pernod Ricard решила выпускать на этом заводе созданную для российского рынка водку "Алтай" (производится с 1997 года.— "Ъ")",— напоминает эксперт. В российском офисе Pernod Ricard вчера сказали, что "Алтай" по-прежнему выпускается на Иткульском спиртзаводе.
"Кристалл-Лефортово" собственными производствами начала обзаводиться с конца 2010 года (долгое время единственным боттлером продукции компании был московский завод "Кристалл"), когда приобрела Первый ЛВЗ "Курский" (сейчас называется ООО "ПК "Кристалл-Лефортово""). В 2012 году компания купила мордовский завод обанкротившегося водочного холдинга "Веда" (сейчас предприятие называется ООО "ЛВЗ "Кристалл-Лефортово""). Суммарно оба завода "Кристалл-Лефортово" способны выпускать более 18 млн дал в год.
"Через приобретение заводов "Кристалл-Лефортово", исторически концентрировавшаяся в Москве и области, постепенно осваивает рынки других регионов",— отмечает один из участников рынка. С покупкой Иткульского спиртзавода, продолжает он, компания сможет не только укрепить позиции в регионах за Уралом, но также получить собственное производство спирта. "Кристалл-Лефортово" на своем сайте сообщает, что на начало 2015 года компании принадлежало первое место по объему реализуемой продукции в Московском регионе с долей рынка в натуральном выражении 24,3%, в ЦФО у нее также первое место — 14,1%. Согласно данным Nielsen, в 2014 году по всей России доля "Кристалл-Лефортово" на водочном рынке была 6,7% в стоимостном выражении (двумя годами ранее — 6%).