Перетягивание жезла
Московские власти отбирают полномочия у ГИБДД
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, передающий московским властям право штрафовать водителей по 38 составам нарушений ПДД вместо Госавтоинспекции. До сих пор Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) вела дела лишь в отношении нарушителей правил парковки. Против передачи полномочий выступают депутаты Госдумы и представители ГИБДД, работа МАДИ уже вызвала массу нареканий и со стороны прокуратуры. Эксперты ожидают в связи с нововведением "массовой травли водителей".
Премьер Дмитрий Медведев распорядился внести в Госдуму проект поправок к ст. 27.79 КоАП. Документ наделяет органы власти Москвы полномочиями по ведению административных дел и наложению штрафов на водителей, нарушение ПДД которыми зафиксировали автоматические камеры. Речь идет о 38 составах правонарушений, предусмотренных 12-й "автодорожной" главой КоАП.
Напомним, в 2012 году столичные власти впервые пожаловались на то, что ГИБДД не справляется с оформлением штрафов: в связи с нехваткой сотрудников Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений не успевал обработать все фотографии с камер. Для борьбы с пробками мэрии Москвы необходимо было усилить контроль прежде всего за нарушителями правил парковки. Мэрия пролоббировала поправки к КоАП о передаче городу полномочий по ведению дел в отношении таких нарушителей. С 1 ноября 2013 года протоколы вместо инспекторов ГИБДД стали выписывать инспекторы Московской административной дорожной инспекции. Предполагается, что оформлять документы по новым 38 составам правонарушений (превышение скорости, выезд на выделенную полосу, обочину и другим) будет также МАДИ.
Большинство экспертов относится к нововведениям с опаской. Еще в 2014 году Генпрокуратура провела проверку деятельности МАДИ, которая показала, что инспекция вынесла более 600 тыс. постановлений на сумму около 1,8 млрд руб. с нарушениями ("Ъ" сообщал об этом 25 февраля). В начале 2015 года глава ГИБДД Виктор Нилов в интервью "Ъ" предложил сначала "отладить механизм, довести контроль до такого уровня, когда не будет ни у населения жалоб, ни у контролирующих органов замечаний", после чего уже передавать остальные полномочия. По данным "Ъ", замминистра МВД Виктор Кирьянов также направил письмо в Белый дом, в котором назвал идею передать полномочия "несвоевременной", а дальнейшее обсуждение этой темы предложил вести только по итогам анализа работы МАДИ в 2015 году. Законопроект, по информации "Ъ", также не поддержал Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.
Против передачи полномочий выступают и депутаты Госдумы, в частности первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков и глава комитета по транспорту Евгений Москвичев. Как пояснил "Ъ" господин Лысаков, проблема, из-за которой изначально возникла необходимость передавать полномочия, уже отпала. По данным ГИБДД (их запрашивал господин Лысаков), например, в марте--сентябре 2014 года ГИБДД успевала рассматривать и обрабатывать 43-61% всех снимков с камер автоматической фиксации нарушений. Однако начиная с октября прошлого года обрабатывается 100% фотографий (к примеру, в марте 2015 года — почти 800 тыс.). "Выходит, ГИБДД теперь справляется со своими обязанностями",— пояснил "Ъ" господин Лысаков.
По мнению депутата, передача полномочий сулит водителям существенные неприятности. "Известно, что ГИБДД, обрабатывая данные, при малейшем сомнении в качестве картинки штрафы не назначает,— говорит господин Лысаков.— Если этим будет заниматься МАДИ, начнется массовая рассылка ошибочных постановлений". "Сейчас автовладельцы, получив штраф за парковку, выписанный МАДИ, практически не имеют возможности его обжаловать,— добавил координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— У некоторых этот процесс занимает почти год. Что будет, если полномочия МАДИ передадут по 38 статьям? Боюсь, московские власти хотят просто затравить водителей, чтобы те бросили свои машины и пересели в автобусы. Такой способ борьбы с пробками вряд ли кому-то понравится".