Россия широко, но плохо образованна
Международные эксперты выставили оценки РФ
Вчера российское образование получило оценку сразу двух влиятельных международных рейтингов. Организация экономического сотрудничества и развития отвела школьной системе РФ 34-е место в списке 76 стран, а мировыми лидерами признала Сингапур, Гонконг и Южную Корею. В свою очередь, Всемирный экономический форум по развитию человеческого капитала поставил России высшую оценку по доступности для граждан образования, отметив при этом его невысокое качество.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала предварительные результаты глобального исследования систем школьного образования. Эксперты оценивали знания школьников из 76 стран мира, причем упор делался на математику и естественные науки. Авторы рейтинга пришли к выводу, что в школьном образовании наступила эпоха азиатских стран. Лидирует Сингапур, за ним следуют Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань. Финляндия, которая с начала двухтысячных считалась примером для подражания в этой сфере, оказалась лишь на шестом месте, за ней следует Эстония. Россия заняла 34-е место, Украина — 38-е. Страны Латинской Америки и Африки оказались в самом конце списка.
"Надо понимать, что ОСЭР традиционно опирается на принципы PISA, международной программы по исследованиям достижений учащихся,— напомнила "Ъ" руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалева.— Она проверяет, понимают ли ученики, как использовать полученные знания в реальной жизни". По словам госпожи Ковалевой, у российской системы школьного образования всегда был принципиально иной подход: от детей требуется овладеть энциклопедическим массивом знаний. "Японский учитель математики решает на уроке задачу, а дома дети должны найти другое ее решение, выбрать наилучшее,— привела пример эксперт.— А у нас учат решать все задачи по одному образцу, важна лишь правильность ответа. И так вплоть до выпускных экзаменов". Галина Ковалева подчеркнула, что в Минобрнауки понимают проблему и уже приступили к разработке концепции реформы математического образования.
Мировой рейтинг по развитию человеческого капитала в 124 странах, который опубликовал Всемирный экономический форум (ВЭФ), предполагает иные критерии оценки образовательной среды. В частности, исследуются возможности граждан для развития: доступность и качество образования, возможность повышения квалификации, другие параметры. Лидирует в рейтинге Финляндия, на втором месте — Норвегия, на третьем — Швейцария, за ними — Канада и Япония. США заняли 17-е место, Германия — 22-е, Россия оказалась на 26-м месте (в рейтинге 2013 года РФ была на 51-м месте, однако набор критериев с тех пор серьезно изменился). Украина заняла 31-е место, Китай — 64-е, первую сотню замыкает Индия.
Авторы рейтинга указывают, что Россия заняла столь высокое место из-за доступности образования. Так, Россия оказалась на первом месте по охвату начальным образованием граждан. Однако качество системы оставляет желать лучшего — здесь Россия оказалась лишь на 73-м месте.
"Результаты рейтингов вполне дополняют друг друга: ОЭСР показывает, какие именно в России существуют проблемы с качеством образования, а ВЭФ — какие есть достижения,— заявил "Ъ" научный руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.— Но было бы ошибочным повышать это качество за счет сокращения доступности образования. Рейтинги показывают среди прочего, что обеспечить одновременно и качество, и доступность могут только очень богатые страны — Сингапур и Гонконг". По словам господина Фрумина, Россия уже запустила процессы повышения качества образования, но для получения результатов нужно время. "К сожалению, существует опасность, что из-за финансовых проблем страны уровень поддержки образования может быть существенно снижен",— сказал эксперт ВШЭ.