Старина вошла в рублевую зону
Здания-памятники разрешат продавать за бесценок
Власти Башкирии предложили законодательно закрепить возможность продажи недвижимых объектов культурного наследия по символической цене в 1 рубль. Как предполагается, норма будет действовать для инвесторов, готовых профинансировать восстановление памятников архитектуры и истории, находящихся на грани разрушения. Эксперты отмечают, что из-за слабого надзора за исполнением охранного законодательства инвесторами сегодня любая цена продажи памятников не гарантирует их приведения в первоначальный вид.
Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии внесло в республиканский парламент проект поправок в закон «О приватизации государственного имущества». Они касаются продажи объектов культурного наследия из единого государственного реестра. Как предусмотрено поправками, такие объекты могут быть включены в уставный капитал акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, если они создаются на базе бывших унитарных предприятий. Памятники старины могут быть проданы и на торгах, а если находятся в «неудовлетворительном состоянии», то по символической цене в 1 руб.
Понятие «неудовлетворительного состояния» в проекте не расшифровывается, но согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов РФ», под ним подразумевается «состояние здания, которое создает угрозу его физической утраты». Точные критерии отнесения зданий к этой категории устанавливаются правительством РФ, отмечено в федеральном законе.
На нового владельца объекта-памятника накладывается обязанность подписания охранного обязательства по содержанию и ремонту объекта, за нарушение которого сделка по купле-продаже или передаче памятника может быть расторгнута.
У депутатов комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию Курултая проект поправок вчера вопросов не вызвал. Его планируют вынести на голосование уже на ближайшей сессии, тем более что, как заявил представлявший проект министр земельных и имущественных отношений республики Евгений Гурьев, поправки полностью соответствуют нормам федерального закона о приватизации, действующего с 1 января.
Количество зданий-памятников в регионе, подпадающих под новый порядок приватизации, глава министерства не уточнил. В министерстве культуры республики привести эту информацию затруднились. По данным ведомства, в единый государственный реестр входят 1,8 тыс. объектов культурного наследия Башкирии,1,2 тыс. из которых отнесены к памятникам федерального значения, 593 — регионального и один — местного. Памятников выявленных, но не внесенных в реестр, насчитывается 3,7 тыс.
Отметим, что льготные условия для приобретения старинных зданий в регионе существовали и прежде. Так, мэрия Уфы с прошлого года начала передавать здания-памятники в долгосрочную аренду с условием их реставрации за счет инвестора, после чего обещала передать здания в так называемую «аренду за рубль» за каждый квадратный метр. По этой схеме на торгах, в среднем за 5 млн руб., было продано право аренды здания бывшего Уфимского уездного училища на улице Пушкина, 110 и Дома усадьбы Набатовых на улице Маркса, 45. Покупателями выступили малоизвестные лица: ИП из Нефтекамска и аутсорсинговая компания «ГлавБухУрал», что позволило отраслевым экспертам предположить, что бенефициарами сделок были третьи лица.
В Уфе около десяти зданий-памятников, которым грозит разрушение, говорит историк, старший научный сотрудник научного центра охраны памятников при минкульте республики Павел Егоров. По его мнению, их продажа может дать хоть какую-то надежду на восстановление, так как государство не гарантирует их сохранность вовсе.
С тем, что возможность покупки памятников в собственность, а не в аренду должна привлечь больше инвесторов, согласен первый заместитель председателя центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Артем Демидов. «Предприниматели, например, в Москве неохотно идут в программу «рубль метр», потому что хотят иметь гарантии, что договор с ними не расторгнут»,— говорит он. С другой стороны, отмечает эксперт, добиться сохранности и восстановления исторического облика памятников в большинстве случаев все равно не удается, так как «большинство инвесторов не соблюдают охранные обязательства, а должностные лица, ответственные за исполнение условий договора, смотрят на это сквозь пальцы».
Активист общественного движения «Архзащита Уфы» Кристина Абрамичева уверена, что новые правила приватизации объектов культурного наследия потребуют повышенного контроля за работой экспертов-оценщиков. «Есть такие эксперты, которые за определенную сумму готовы признать любой объект неудовлетворительным»,— отмечает она.