"Прямой военный конфликт НАТО и России — маловероятный и катастрофический сценарий для мира"
Министры иностранных дел стран НАТО договариваются сохранить в силе санкции в отношении России. Военные тех же стран проводят учения в Эстонии, правительство которой собирается попросить у альянса разместить на своей территории крупные воинские соединения. Чего ожидать России от НАТО и НАТО от России, выяснял политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский.
В Эстонии завершаются международные учения под кодовым называнием "Еж", в ходе которых бойцы местной армии и их коллеги из почти десятка других европейских стран отрабатывают порядок действий в случае вторжения вероятного противника в Прибалтику. Кто именно этот вероятный противник, противостоять которому тренируются почти 13 тыс. солдат и офицеров, официальная легенда умалчивает. Но ясно и так — эстонцы и их соседи опасаются вторжения российской армии. И поэтому не только проводят учения, но и, если верить британским СМИ, уже подготовили обращение к руководству НАТО с просьбой как можно быстрее разместить на их территории боевые части из других стран. Вместе с Эстонией, как пишет The Times, под этим обращением стоят подписи высокопоставленных чиновников Литвы, Латвии и Польши. И в этом нет ничего удивительного, говорит экс-главком вооруженных сил Эстонии Антс Лаанеотс: соседи России всерьез боятся оказаться объектами агрессии, глядя на то, что творится на востоке Украины.
"На фоне того, что Россия делает в восточной Украине, прибалтийские государства тоже озабочены своей безопасностью, и в этом плане переговоры с НАТО, конечно, есть и будут. Концептуально решили вопрос, что будут размещены или ротационные, или постоянные контингенты союзнических войск в прибалтийских странах", — рассказал Лаанеотс "Коммерсантъ FM".
Многонациональный контингент — не новое решение. В недавней истории можно найти фактически прямой его аналог — Берлинская бригада. Военнослужащие из самых разных стран Западной Европы во время холодной войны размещались под самым носом войск СССР и ГДР. И нападение на них, по идее, должно было обеспечить участие в конфликте всех стран, граждане которых входили в состав бригады. По словам президента Института стратегических оценок Александра Коновалова, нынешний контингент, который хотят разместить у себя прибалтийские государства, должен играть схожую роль.
"Они очень настаивали на усилении американского присутствия. Они считают, что лучший страховой полис для их безопасности — это присутствие нескольких десятков американских солдат на их территории, потому что они прекрасно понимают, что по американским законам нападение на американских солдат — это нападение на США. Кажется, в конце 2013 года последний американский солдат покинул европейскую территорию. Все американские штурмовики А-10 тоже были перебазированы в США. То, что они сейчас опять начинают появляться в Европе, — это не американское желание, это реакция на запрос натовских стран, которые после Крыма и востока Украины заявили, что они находятся под реальной опасностью и сомневаются в том, что НАТО будет выполнять обязательства по 5-й статье Вашингтонской хартии", — отметил Коновалов.
Создание специальных сил быстрого реагирования в составе НАТО было анонсировано руководством альянса еще в прошлом году. С тех пор несколько раз пересматривалась — всегда в сторону увеличения — численность будущего соединения и выяснялось, где конкретно бойцы должны размещаться. Однако на идущей сейчас в Турции встрече министров иностранных дел стран НАТО о супер-спецназе говорят реже, чем об экономических методах борьбы. Вот и американский госсекретарь Джон Керри именно экономику упомянул в качестве главного средства сдерживания, а про силы быстрого реагирования не вспомнил вовсе.
"Сейчас самое время для действий. Действий со стороны России и сепаратистов для исполнения минских соглашений. Исключительно важно допустить миссию ОБСЕ в зоны конфликта, и в частотности в Широкино. Надо приложить усилия к заключению перемирия. Мы должны увидеть полную реализацию минских соглашений. Все мы предпочли бы не накладывать санкции. Но санкции будут сохранены ради обеспечения мира, который необходим Украине", — заявил Керри.
Похоже, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, американцы умышленно сворачивают тему крупных международных контингентов вблизи российских границ. Сейчас им важнее другие театры.
"Увязать в этом регионе им не нужно: у них ограниченные ресурсы, делать там нечего, прямой военный конфликт НАТО и России — это маловероятно и, как всем совершенно очевидно, вполне катастрофический сценарий для мира. Держать в расчете на него в этом месте какие-то тысячи человек, в то время как основные события происходят где-то очень-очень далеко, на Тихом океане или на Ближнем Востоке, — это бессмысленно", — уверен Кашин.
Не стоит забывать и о том, что в Турцию американский госсекретарь отправился из России, где — по крайней мере, так объявлено официально — пришел к согласию с российскими партнерами в вопросе политического урегулирования конфликта в Донбассе. И в этом случае вполне объяснимо, почему американцы не форсируют историю с международным спецназом. Ведь не стоит злить того, с кем пытаешься договориться по-хорошему.