"Сегодняшние формальные выборы подстроены, по сути, под действующего губернатора"
Владимир Путин принял досрочную отставку глав Камчатского края и Иркутской области. В то же время Владимир Илюхин и Сергей Ерощенко назначены временно исполняющими обязанности губернаторов до выборов в сентябре. Полномочия Илюхина истекали весной 2016 года, а Сергея Ерощенко — весной 2017 года. Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов побеседовал с ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаной Барыкиной.
О том, что главы регионов могут пойти на досрочные выборы, ранее сообщали источники газеты "Коммерсантъ". Всего в Кремле запланировали в этом году провести выборы губернаторов примерно в 20 регионах. Об этом в середине апреля сообщали РБК несколько источников, близких к руководству администрации президента.
— На этой неделе пост покинул еще и губернатор Ленинградской области Дрозденко. О какой-то тенденции сейчас можно говорить?
— На самом деле никто никуда не уходил, а все продолжают исполнять свои обязанности из трех перечисленных губернаторов, просто в мае это время последней точки принятия решения по досрочным выборам. В прошлом году, как мы помним, очень большому количеству губернаторов дали пойти на досрочку. В этом году тоже многие просили, поэтому просто наступила точка для принятия решений, и вполне вероятно, что несколько человек еще получат возможность пойти на досрочные выборы — выборы в комфортной для себя ситуации, когда оппоненты не очень готовы к выборам ни кадрами, ни деньгами, ни ресурсами, и это дает относительно неплохие шансы перед утвержденным временно исполняющим обязанности губернатором на победу на формально определенных выборах.
— А кто тогда будет следующим? То есть все эти 20 регионов могут так поступить?
— Двадцати досрочек, конечно, не будет. Некоторое количество досрочек может быть, от двух до пяти-шести. Говорят об Омской области в последнее время активно, есть коллизии вокруг Тверской области, где тоже губернатор просится на досрочку, но он считается относительно непопулярной фигурой. То же самое есть по Свердловску, по Карелии, где губернаторы просятся, но к ним вроде бы есть вопросы. Поэтому нескольким людям могут дать, и сильным, и не очень сильным. Так или иначе, администрация президента попытается разгрузить федеральные выборы за счет проведения губернаторских, но все равно система поставлена так, чтобы губернаторы не были уверены, что им что-то разрешат, чтобы они были вынуждены каждый раз о чем-то просить. Эта коллизия была показана в фильме "День выборов" достаточно обстоятельно, и нынешние просьбы о досрочке мало чем отличаются от того, что описано в фильме и показано.
— То есть это говорит о том, что все эти люди останутся на своих местах и после выборов?
— Это говорит о том, что шансы остаться очень хороши. По крайней мере, случаев, когда получивший досрочку губернатор проигрывал выборы, пока что за последние три года не было. Конечно, однажды коллизии могут возникнуть, но в целом это говорит о том, что это более хороший шанс на победу, чем просто выборы к моменту, когда твой срок закончился, когда тебя еще могут уволить до момента проведения голосования. Поэтому да, шансы достаточно неплохие, тем более что регионы, где будут досрочные выборы, разные — в Иркутске наиболее активные элиты, которые могут пытаться начать свою игру, но и то это будет сложно после того как Ерощенко получил поддержку Владимира Путина. А в Ленинградской области, на Камчатке, наверное, серьезной борьбы ожидать не следует.
— Эта ситуация как-то осложняет путь к власти других претендентов, других кандидатов?
— Конечно, схема, которая существует, комфортна для действующей власти, когда ты можешь назначить исполняющим обязанности губернатора, старого или нового, и продвигать его, когда есть схема муниципального фильтра, затрудняющая регистрацию кандидатов оппонентов. Поэтому, безусловно, сегодняшние формальные выборы настроены, подстроены, по сути говоря, под действующего губернатора или под того, на кого сделали ставку федералы, по крайней мере до тех пор, пока резко негативистские настроения в обществе не возобладают. Там, где оппонентам удается использовать непопулярность губернатора или вести активную кампанию, интрига появляется. Так когда-то было в Брянской области, в прошлом году так было в Республике Алтай, в Якутии, но все равно, несмотря на интригу, действующие главы победили, хотя, конечно, раскачивать ситуацию и ставить это на повестку дня можно и, с точки зрения оппозиции, нужно.
— А в этом предстоящем голосовании у кого есть шансы, как в Брянской области?
— По досрочке, наверное, особо ожидать сюрпризов не следует. В очередных выборах, которые должны быть, есть непростая кампания в Марий Эл и в Чувашии, в Марий Эл непопулярный глава, и от него есть некоторая усталость, в Чувашии есть серьезные оппоненты. В Калининградской области возможна борьба, но, скорее всего, действующий глава победит, несмотря на то, что у Калининградской области репутация протестной территории. Основные проблемы у власти будут, скорее всего, на выборах губернаторов и на выборах в муниципальных городских советов в том же Томске, в Новосибирске, в Нижнем Новгороде — вот там борьба идет более остро, и меньше административных рамок для активности местных элит и оппозиционных, и формально провластных, что естественно: "Единая Россия" — это же тоже коалиция самых пестрых, самых разных противоборствующих групп. Поэтому в том числе единоросовская конкуренция на этих городских выборах тоже, конечно, стоит.